Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении технического задания пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание"
(подготовлен Минтрудом России 13.10.2021 г.)
В целях реализации пункта 1 приложения N 4 государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1746; 2021, N 14, ст. 2327) приказываю:
Утвердить техническое задание пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, согласно приложению.
Министр |
А.О. Котяков |
Приложение
к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от "___" ______ 2021 г. N_____
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание
1. Техническое задание пилотного проекта по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание (далее соответственно - пилотный проект, техническое задание), определяет цель, задачи, основные мероприятия, в том числе по дальнейшему внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, целевые показатели оценки реализации пилотного проекта (далее - целевые показатели), а также требования, предъявляемые к ежегодному отчету о реализации и оценке эффективности реализации пилотного проекта.
Для достижения цели пилотного проекта под жизнеустройством инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, понимается жизнеустройство инвалидов с соблюдением их права на выбор места проживания, на труд или социальную занятость в условиях интеграции в общество при участии организаций здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения, с предоставлением им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
2. Пилотный проект проводится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в двух субъектах Российской Федерации (Воронежской и Нижегородской областях) - участниках пилотного проекта, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
3. Планируемые период реализации пилотного проекта с учетом сложности поставленных задач и необходимости оценки эффективности полученных по итогам пилотного проекта результатов на долгосрочную перспективу - 2021 - 2025 годы.
4. Целью пилотного проекта является отработка подходов по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, с использованием критериев оценки способности инвалидов с нарушениями психических функций проживать самостоятельно и (или) с сопровождением, осуществлять трудовую деятельность или социальную занятость при предоставлении для этих целей соответствующего набора и объема социальных услуг (далее - Критерии).
5. Задачи пилотного проекта:
а) разработка единого подхода по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности и последующего его внедрения на территории всей Российской Федерации;
б) апробация и подготовка предложений по нормативному правовому закреплению Критериев;
в) разработка, апробация и внедрение методических, методологических, нормативных документов, направленных на формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, которые являются участниками пилотного проекта;
г) отработка методов и способов межведомственного взаимодействия в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях) при формировании и внедрении организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
д) выявление факторов (проблем), препятствующих формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, а также выработка предложений по минимизации и (или) устранению таких факторов (проблем);
е) подготовка субъектами Российской Федерации - участниками пилотного проекта предложений по доработке методических, методологических, нормативных документов, направленных на формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, трудовой и социальной занятости по результатам их апробации для последующего внедрения во всех субъектах Российской Федерации;
ж) разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения формирования и внедрения организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации;
з) подготовка предложений по организации трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
и) подготовка предложений по организации сопровождаемого проживания, трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций, трудоустройству инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемую трудовую деятельность, поддержку работодателей в трудоустройстве таких инвалидов.
6. Реализация пилотного проекта осуществляется посредством выполнения мероприятий, включенных в программу или "дорожную карту" субъектов Российской Федерации - участников пилотного проекта, разработанных на основании технического задания (далее - программа субъекта Российской Федерации), с учетом необходимости поэтапного выполнения в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта основных мероприятий пилотного проекта.
7. Пилотный проект осуществляется в три этапа.
Первый этап - в 2022 году.
Второй этап - в период 2023-2024 годов.
Третий этап - в 2025 году.
8. В ходе проведения первого этапа пилотного проекта в 2022 году проводятся следующие мероприятия:
а) определение государственных и негосударственных научных и методических площадок в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, обеспечивающих методическое сопровождение пилотного проекта;
а) апробация Критериев в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
б) подготовка предложений по организации трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций, трудоустройству инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
в) осуществление сравнительного анализа планируемой модели пилотного проекта с организационно-финансовыми моделями жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с предоставлением необходимого им сопровождения в зарубежных странах;
г) апробация методических рекомендаций по использованию информации для чтения на бумажном носителе, в электронном виде, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телевидении в редакции, доступной для чтения и уяснения лицами, имеющими трудности восприятия, для сопровождения при получении услуг, включая сопровождаемое проживание, а также макетов предоставления информации, представленной в виде инфографики или в иных формах, доступных для восприятия лицами, имеющими речевые, сенсорные и иные нарушения, обуславливающие трудности восприятия информации;
д) разработка и апробация методических рекомендаций по порядку получения, учета и хранения мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, для целей организации сопровождаемого проживания инвалидов с нарушениями психических функций, включая разработку примерной анкеты мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание инвалидов с нарушениями психических функций;
е) подготовка и апробация программ подготовки инвалидов с нарушениями психических функций к сопровождаемому проживанию с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг;
ж) разработка проекта организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность и соответствующих проектов документов по ее внедрению;
з) формирование системы целевых показателей с расшифровкой плановых показателей по этапам реализации пилотного проекта в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
и) разработка и апробация порядка межведомственного взаимодействия в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения при формировании и внедрении организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание и сопровождаемую трудовую деятельность;
к) подготовка образовательной программы для обучения специалистов по получению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме трудоустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, для целей организации сопровождаемого проживания инвалидов с нарушениями психических функций;
л) подготовка предложений по перечню и объему услуг при сопровождаемом проживании, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.
9. В ходе проведения второго этапа пилотного проекта в 2023-2024 годах проводятся следующие мероприятия:
а) подготовка предложений по нормативному правовому закреплению Критериев;
б) разработка требований к компетенциям специалистов, занятых в процессе жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности;
в) проработка вопроса о необходимости корректировки и актуализации профессиональных стандартов: "Специалист по социальной работе", "Социальный работник", "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних", "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", "Сиделка (помощник по уходу)", "Специалист по медицинской реабилитации" и их корректировка и актуализация в случае необходимости;
г) подготовка предложений по разработке образовательных программ обучения специалистов различных профессиональных групп компетенциям, необходимым в процессе жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности;
д) апробация организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности;
е) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов для внедрения организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.
10. В ходе проведения третьего этапа пилотного проекта в 2025 году осуществляется подготовка предложений и планов по внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации.
11. Формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, осуществляется с учетом этапов, предусмотренных пунктами 8-10 настоящего технического задания, посредством реализации следующих основных мероприятий:
- создание единого подхода по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, и этапности предоставления им необходимых социальных услуг;
- апробация Критериев и подготовка предложений по их нормативному правовому закреплению;
- формирование и ведение реестра реабилитационных, абилитационных мероприятий, услуг сопровождения, а также организаций, предоставляющих услуги по жизнеустройству инвалидов, в том числе детей-инвалидов с нарушениями психических функций;
- апробация примерной анкеты учета мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, для целей организации сопровождаемого проживания инвалидов с нарушениями психических функций;
- проработка возможных для реализации в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта вариантов организации сопровождаемого проживания инвалидов с нарушениями психических функций, в том числе в жилых помещениях частного, государственного или муниципального жилищных фондов различного целевого использования (социального, специализированного, индивидуального и коммерческого);
- внедрение способов межведомственного взаимодействия в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения при формировании и внедрении организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
- проработка вопросов и подготовка предложений по предоставлению необходимой помощи инвалидам с нарушениями психических функций и их сопровождения на рабочих местах, а также поддержка работодателей, принимающих на работу инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- подготовка предложений по организации трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в том числе в центрах дневного пребывания, интеграционных (трудовых) мастерских, а также их трудоустройству;
- внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- разработка, апробация и внедрение методических, методологических, технических, нормативных правовых документов, направленных на формирование организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание в субъектах Российской Федерации;
- подготовка предложений по перечню компетенций специалистов, занятых в процессе жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- подготовка предложений по разработке образовательных программ подготовки специалистов в области жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования, занятости населения субъекта Российской Федерации по вопросам организации жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- апробация стандартов оказания услуг по сопровождению инвалидов с нарушениями психических функций в процессе трудовой и социальной занятости с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения при получении ими профессиональной подготовки, при поиске работодателя и трудоустройстве, в процессе осуществления трудовой деятельности (в зависимости от выраженности нарушений психических функций и ограничений жизнедеятельности);
- апробация рекомендаций по организации рабочих мест, трудовой и социальной занятости инвалидов трудоспособного возраста с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения;
- обучение инвалидов с нарушениями психических функций с целью повышения степени их возможной самостоятельности в бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности;
- распространение среди населения информационных материалов по вопросам организации жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, о социальной занятости, сопровождаемой трудовой деятельности, поддержке работодателей;
- обеспечение взаимодействия организаций, созданных и осуществляющих свою деятельность независимо от их организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в жизнеустройстве инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- привлечение добровольцев (волонтеров) и негосударственных организаций к созданию рабочих мест, программ трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций и к предоставлению им социальных услуг и социального сопровождения, в том числе, в рамках реализации стационарозамещающих технологий и организации сопровождаемого проживания;
- организация взаимодействия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, органов и организаций службы занятости и органов социальной защиты населения, социально ориентированных некоммерческих организаций для реализации программ трудоустройства, трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- организация взаимодействия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, органов и организаций социальной защиты населения, образования, социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления социальных услуг и социального сопровождения инвалидам с нарушениями психических функций, в том числе, в рамках реализации стационарозамещающих технологий и организации сопровождаемого проживания;
- выявление факторов (проблем), препятствующих формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, а также выработка предложений по минимизации и (или) устранению таких факторов (проблем);
- разработка, апробация и внедрение методических, методологических, технических, нормативных правовых документов, направленных на формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
- разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.
12. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участникам пилотного проекта, в сферах охраны здоровья, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения, рекомендуется осуществлять разработку и реализацию основных мероприятий программы субъекта Российской Федерации в соответствии с техническим заданием.
Программа субъекта Российской Федерации разрабатывается с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, организаций родителей детей-инвалидов, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в работе по организации жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
Для достижения цели и задач пилотного проекта в программе субъекта Российской Федерации должна быть сформирована система целевых показателей с расшифровкой плановых показателей по этапам реализации пилотного проекта в соответствии с пунктами 8-10 технического задания.
13. Оценка эффективности и результативности реализации пилотного проекта осуществляется на основании анализа динамики целевых показателей по этапам реализации пилотного проекта до 2025 года с обоснованием темпов их изменения с учетом создаваемой организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, при условии необходимости достижения к 2025 году следующих целевых показателей в субъекте Российской Федерации - участнике пилотного проекта:
- доля от общего количества инвалидов с нарушением психических функций старше 18 лет, желающих получить услуги сопровождаемого проживания, получают услуги в рамках сопровождаемого проживания - не менее 90%;
- доля от общего количества инвалидов с нарушением психических функций, желающих трудоустроиться, трудоустроены и работают более 6 месяцев с учетом предоставления им необходимого сопровождения - не менее 90%;
- доля от общего количества нетрудоустроенных инвалидов с нарушением психических функций старше 18 лет, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, получают услуги по социальной занятости - не менее 90%.
14. По результатам реализации пилотного проекта высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника пилотного проекта, определенный ответственным за реализацию пилотного проекта в субъекте Российской Федерации - участнике пилотного проекта, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ежегодно, начиная с 2022 года, в срок до 15 декабря, отчет о реализации и оценке эффективности реализации пилотного проекта, содержащий:
- сведения о реализации мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации;
- конкретные результаты, достигнутые за период реализации пилотного проекта;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации пилотного проекта;
- информацию о внесенных изменениях в программу субъекта Российской Федерации;
- сведения о достижении значений целевых показателей;
- оценку эффективности реализации программы субъекта Российской Федерации с учетом оценки темпов изменения достижения целевых показателей;
- предложения по доработке методических, методологических, технических, нормативных правовых документов в результате апробации Критериев в ходе реализации пилотного проекта;
- сведения о принятых в ходе реализации пилотного проекта нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- описание оптимальных организационно-финансовых моделей жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, с учетом всех аспектов жизнеустройства: проживания, обучения, трудоустройства, трудовой и социальной занятости инвалидов, досуга, самообслуживания, общения и иных аспектов, заложенных в основу оптимальных организационно-финансовых моделей жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций, а также описание нормативных правовых актов, используемых при формировании таких моделей;
- предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях совершенствования правового регулирования жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, на территории Российской Федерации;
- проект организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
15. Методическую поддержку пилотного проекта, а также необходимые научные и методические разработки для его проведения осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.