Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений"
(подготовлен Ростехнадзором 22.10.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений" (далее - Законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 27 июля 2021 г. МХ -П16-10187.
Законопроектом предусмотрено внесение комплексных корреспондирующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные федеральные законы в целях актуализации порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, с учетом задач, поставленных поручением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 г. N ММ-П14-11406, а также направленных на установление порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания указанных объектов и наделение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление указанного вида надзора.
Техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" в отношении лифтов и ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" в отношении платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов (далее - технические регламенты), установлены требования к изготовлению (конструкции), формам и периодичности проведения оценки соответствия лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - опасные технические устройства зданий и сооружений), но при этом не установлены конкретные требования к организации их безопасной эксплуатации, в том числе к квалификации работников. Такие требования к безопасной эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту опасных технических устройств зданий и сооружений, установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 (далее - Правила).
При этом в соответствии с частью 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - договор о ЕЭС) установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов.
С момента вступления в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля (надзора).
При этом действующая редакция статьи 55 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных требований в области организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, не предусматривает полномочий по определению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением данных требований, что в свою очередь, не позволяет обеспечить возможность осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением.
Следует отметить, что на опасные технические устройства зданий и сооружений не распространяются требования промышленной безопасности, поскольку Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" они исключены из числа технических устройств, эксплуатация которых на предприятии, цехе, участке или площадке является основанием для их отнесения к категории опасных производственных объектов. В связи с изложенным законные основания для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отсутствуют.
Федеральным законом от 6 марта 2019 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" установлена административная ответственность за нарушение требований Правил, а также определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с их нарушением.
При этом вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, до настоящего времени не определен, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) соблюдение обязательных требований к безопасной эксплуатации опасных технических устройства зданий и сооружений не проверяется, что создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Законопроектом с учетом замечаний, высказанных Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, в целях урегулирования отношений, касающихся опасных технических устройств зданий и сооружений, предусмотрено расширение сферы правового регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется определением понятия "опасные технические устройства зданий и сооружений", изменяется наименование главы 62 и при этом указанная глава дополняется новыми статьями 55.24-1 "Использование и содержание технических устройств зданий и сооружений" и 55.24-2 "Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений", структурно и содержательно соответствующими ее новому наименованию.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленных в том числе на:
установление требований к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ;
определение предмета федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе отнесение к его предмету требований технических регламентов;
установление особенностей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений федеральными органами исполнительной власти "силового блока";
наделение Правительства Российской Федерации (с учетом задач, поставленных поручением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 г. N ММ-П14-11406) полномочиями по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление порядка организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, а также наделение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением его требований.
Также Законопроектом предусмотрено внесение изменений, направленных на приведение отдельных положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в соответствие с изменениями, вносимыми в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, в Законопроект по предложениям Правительства Москвы, представленным в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, включены положения, предусматривающие внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", направленных на наделение Правительства Москвы полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, применяемых в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Внесение предлагаемых Законопроектом изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации создаст правовые основания для осуществления указанного вида государственного контроля (надзора). При этом предлагаемые изменения в полной мере соответствуют основным принципам законодательства о градостроительной деятельности, содержащимся в пунктах 3 и 6 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных Законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение обязательных требований. Законопроект вводит новый вид государственного контроля (надзора).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие предлагаемых к внесению в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений будет способствовать повышению уровня безопасности при эксплуатации опасных технических устройств зданий и сооружений и достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Реализация предлагаемых Законопроектом решений не приведет к негативным социально-экономическим последствиям, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особый порядок вступления в силу законопроекта предусмотрен в целях обеспечения подготовки и принятия необходимого пакета подзаконных актов и в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.