Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на инфраструктурежелезнодорожного транспорта общего пользования"
(подготовлен Минтрансом России 25.10.2021 г.)
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от ____________ N_____
ТРЕБОВАНИЯ
к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования
1. Настоящие требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Требования), определяют обязательный для соблюдения и исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими критически важным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - комплекс мероприятий), направленных на уменьшение риска возникновения и минимизацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на критически важных объектах.
2. Настоящие требования предназначены для применения:
- территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России)
- региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России);
- владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
3. Критерии отнесения к критически важным объектам на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования утверждены приказом Минтранса России от 25 мая 2021 г. N 169 "Об утверждении критериев отнесения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности к критически важным объектам" (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2021 г., регистрационный N 63929)
4. По запросу Минтранса России владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования разрабатывают предложения в перечень критически важных объектов в части, касающейся подведомственных объектов.
5. Предложения подготавливаются в соответствии с классификацией и по форме, установленным Правительством Российской Федерации при утверждении действующего перечня критически важных объектов.
6. Минтранс России по запросам МЧС России обобщает предложения в перечень критически важных объектов в части, касающейся инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и направляет в МЧС России.
7. Перечень критически важных объектов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования разрабатывает МЧС России и предоставляет в Правительство Российской Федерации для утверждения.
8. Перечень критически важных объектов обновляется (уточняется) МЧС России не реже, чем через 5 лет после его очередного утверждения Правительством Российской Федерации.
9. Мероприятия, направленные на предупреждение (уменьшение риска) возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включают в себя:
- организацию мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- повышение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту персонала и материальных средств;
- осуществление подготовки работников объектов в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- подготовку объектов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций;
- планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта и обеспечению жизнедеятельности работников объекта в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и поддержание в постоянной готовности локальных системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- планирование и обеспечение оперативных действий работников объекта по устранению возможных источников возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
10. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования разрабатывают паспорта безопасности критически важных объектов (далее - Паспорт безопасности) в отношении подведомственных объектов в соответствии с Порядком разработки паспорта безопасности критически важного объекта, установленным Правительством Российской Федерации.
11. Разработка паспорта безопасности не требуется, если на объекте в установленном порядке разработана декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта или декларация безопасности гидротехнического сооружения, а также если критически важный объект не является потенциально опасным объектом.
12. Паспорт безопасности разрабатывается для решения следующих задач:
- определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала объекта и проживающего вблизи населения;
- определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте;
- определение опасности нарушения или прекращения функционирования критически важных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на объекте;
- оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте;
- разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте.
13. Паспорт безопасности разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр Паспорта безопасности остается на объекте. Второй экземпляр Паспорта безопасности направляется в территориальный орган МЧС России (по месту расположения объекта).
14. Паспорт безопасности включает в себя:
- титульный лист;
- разделы:
"Общая характеристика объекта";
"Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций";
"Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций";
"Мероприятия по повышению защищенности объекта от чрезвычайных ситуаций".
- последний лист, содержащий подписи разработчиков.
К Паспорту безопасности прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте и расчетно-пояснительная записка.
15. Расчетно-пояснительная записка включает в себя разделы:
- описание объекта и краткая характеристика его деятельности;
- методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
- описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
- результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;
- анализ результатов оценки риска;
- выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
- рекомендации для разработки мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций объекте.
16. Паспорт безопасности составляется по состоянию на 1 января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.