Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 35 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в части введения режима особых условий)"
(подготовлен Минюстом России 25.10.2021 г.)
Статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) определен перечень обстоятельств, при наступлении которых в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий.
Введение режима особых условий направлено на восстановление нормальной деятельности исправительного учреждения при возникновении чрезвычайного или военного положения, массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных как на его территории, так и за его пределами.
Между тем УИК РФ не содержит положений о введении режима особых условий при захвате заложников, совершении террористического акта, наличии реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение либо введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также введении ограничительных мероприятий (карантина) в связи с возникновением пандемий, эпидемий и эпизоотий.
В целях расширения перечня оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 35 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в части введения режима особых условий) (далее - законопроект).
В законопроекте предусматривается дифференцированный подход к ограничению прав осужденных в период действия режима особых условий, который будет зависеть от обстоятельств его введения.
В частности, при введении в исправительном учреждении режима особых условий в связи с ограничительными мероприятиями (карантином) либо режимом повышенной готовности законопроектом предлагается установить возможность приостановления реализации прав осужденных на свидания, получение передач, прогулки, получение в передачах письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений.
При введении в исправительном учреждении режима особых условий в связи с иными обстоятельствами законопроектом предлагается установить возможность приостановления реализации прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений.
Также законопроектом предусматриваются корреспондирующие изменения в статью 35 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регламентирующую вопросы прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в особых условиях.
При этом, поскольку предлагается привлекать сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для прохождения службы в случаях введения режима особых условий, в том числе в порядке, установленном Минюстом России, предполагается подготовка нормативного правового акта, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления в силу статьи 2 соответствующего Федерального закона.
Реализация законопроекта не потребует увеличения штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.