Доработанный текст проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении технического задания пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание"
(подготовлен Минтрудом России от 19.10.2021)
В целях реализации пункта 1 приложения N 4 государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1746; 2021, N 14, ст. 2327) приказываю:
Утвердить техническое задание пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, согласно приложению.
Министр |
А.О. Котяков |
Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от "___" ______ 2021 г. N_____
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание
1. Техническое задание пилотного проекта по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание (далее соответственно - пилотный проект, техническое задание), определяет цель, задачи, основные мероприятия, в том числе по дальнейшему внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, целевые показатели оценки реализации пилотного проекта (далее - целевые показатели), а также требования, предъявляемые к ежегодному отчету о реализации и оценке эффективности реализации пилотного проекта.
Для достижения цели пилотного проекта под жизнеустройством инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, понимается жизнеустройство инвалидов с соблюдением их права на выбор места проживания, на труд или социальную занятость в условиях интеграции в общество при участии организаций здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения, с предоставлением им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
2. Пилотный проект проводится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в двух субъектах Российской Федерации (Воронежской и Нижегородской областях) - участниках пилотного проекта в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
3. Планируемый период реализации пилотного проекта с учетом сложности поставленных задач и необходимости оценки эффективности полученных по итогам пилотного проекта результатов на долгосрочную перспективу - 2022 - 2025 годы.
4. Целью пилотного проекта является отработка подходов по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, с использованием критериев оценки способности инвалидов с нарушениями психических функций проживать самостоятельно и (или) с сопровождением, осуществлять трудовую деятельность или социальную занятость при предоставлении указанной категории граждан для этих целей соответствующего набора и объема социальных услуг (далее - критерии).
5. Задачи пилотного проекта:
а) разработка единого подхода по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание и последующего ее внедрения на территории всей Российской Федерации;
б) апробация и подготовка предложений по нормативному правовому закреплению критериев;
в) разработка, апробация и внедрение методических, методологических, нормативных документов, направленных на формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации, которые являются участниками пилотного проекта;
г) отработка методов и способов межведомственного взаимодействия в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях) при формировании и внедрении организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
д) выявление факторов (проблем), препятствующих формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, а также выработка предложений по минимизации и (или) устранению таких факторов (проблем);
е) подготовка субъектами Российской Федерации - участниками пилотного проекта предложений по доработке методических, методологических, нормативных документов, направленных на формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, по результатам их апробации для последующего внедрения во всех субъектах Российской Федерации;
ж) разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения формирования и внедрения организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации;
з) подготовка предложений по организации сопровождаемого проживания, трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций, трудоустройству инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемую трудовую деятельность, поддержку работодателей в трудоустройстве таких инвалидов.
6. Реализация пилотного проекта осуществляется посредством выполнения мероприятий, включенных в программу или "дорожную карту" субъектов Российской Федерации - участников пилотного проекта, разработанных на основании технического задания (далее - программа субъекта Российской Федерации), с учетом необходимости поэтапного выполнения в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта основных мероприятий пилотного проекта.
7. Пилотный проект осуществляется в три этапа:
первый этап -2022 год;
второй этап -2023-2024 годы;
третий этап - 2025 год.
8. В ходе проведения первого этапа пилотного проекта в 2022 году проводятся следующие мероприятия:
а) определение государственных и негосударственных научных и методических площадок в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, обеспечивающих методическое сопровождение пилотного проекта;
а) апробация критериев в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
б) подготовка предложений по организации трудовой и социальной занятости инвалидов с нарушениями психических функций, трудоустройству инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
в) осуществление сравнительного анализа планируемой модели пилотного проекта с организационно-финансовыми моделями жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с предоставлением необходимого им сопровождения в зарубежных странах;
г) апробация методических рекомендаций по использованию информации для чтения на бумажном носителе, в электронном виде, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телевидении в редакции, доступной для чтения и уяснения лицами, имеющими трудности восприятия, для сопровождения при получении услуг, включая сопровождаемое проживание, а также макетов предоставления информации, представленной в виде инфографики или в иных формах, доступных для восприятия лицами, имеющими речевые, сенсорные и иные нарушения, обуславливающие трудности восприятия информации;
д) разработка и апробация методических рекомендаций по порядку получения, учета и хранения мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, для целей организации сопровождаемого проживания инвалидов с нарушениями психических функций, включая разработку примерной анкеты мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание инвалидов с нарушениями психических функций;
е) подготовка и апробация программ подготовки инвалидов с нарушениями психических функций к сопровождаемому проживанию с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг;
ж) разработка проекта организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, и соответствующих проектов документов по ее внедрению;
з) формирование системы целевых показателей с расшифровкой плановых показателей по этапам реализации пилотного проекта в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта;
и) разработка и апробация порядка межведомственного взаимодействия в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения при формировании и внедрении организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
к) подготовка образовательной программы для обучения специалистов по получению, хранению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме трудоустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, для целей организации сопровождаемого проживания инвалидов с нарушениями психических функций;
л) подготовка предложений по перечню и объему предоставляемых услуг инвалидам с нарушениями психических функций при сопровождаемом проживании, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.
9. В ходе проведения второго этапа пилотного проекта в 2023-2024 годах проводятся следующие мероприятия:
а) подготовка предложений по нормативному правовому закреплению критериев;
б) разработка требований к компетенциям специалистов, занятых в процессе жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности;
в) проработка вопроса о необходимости корректировки и актуализации профессиональных стандартов: "Специалист по социальной работе", "Социальный работник", "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних", "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", "Сиделка (помощник по уходу)", "Специалист по медицинской реабилитации" и их корректировка и актуализация в случае необходимости;
г) подготовка предложений по разработке образовательных программ обучения специалистов различных профессиональных групп компетенциям, необходимым в процессе жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности;
д) апробация организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности;
е) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов для внедрения организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
10. В ходе проведения третьего этапа пилотного проекта в 2025 году осуществляется подготовка предложений и планов по внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации.
11. Формирование и внедрение организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта, осуществляется с учетом этапов и основных мероприятий, предусмотренных пунктами 8-10 технического задания.
12. Мероприятия, предусмотренные пунктами 8-10 технического задания могут быть включены в программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
13. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации -участникам пилотного проекта в сферах охраны здоровья, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения рекомендуется осуществлять разработку и реализацию основных мероприятий программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации в соответствии с техническим заданием.
Программа (подпрограмма) субъекта Российской Федерации разрабатывается с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, организаций родителей детей-инвалидов, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в работе по организации жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
Для достижения цели и задач пилотного проекта в программе (подпрограмме) субъекта Российской Федерации должна быть сформирована система целевых показателей с расшифровкой плановых показателей по этапам реализации пилотного проекта в соответствии с пунктами 8-10 технического задания.
14. Оценка эффективности и результативности реализации пилотного проекта осуществляется на основании анализа динамики целевых показателей по этапам реализации пилотного проекта до 2025 года с обоснованием темпов их изменения с учетом создаваемой организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, при условии необходимости достижения к 2025 году следующих целевых показателей в субъектах Российской Федерации - участниках пилотного проекта:
- доля инвалидов с нарушением психических функций старше 18 лет, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, от общего количества инвалидов с нарушением психических функций старше 18 лет, желающих получить услуги сопровождаемого проживания - не менее 90%;
- доля трудоустроенных и работающих более 6 месяцев инвалидов с нарушением психических функций с учетом предоставления им необходимого сопровождения от общего количества инвалидов с нарушением психических функций, желающих трудоустроиться - не менее 90%;
- доля инвалидов с нарушением психических функций старше 18 лет, получающих услуги по социальной занятости, от общего количества нетрудоустроенных инвалидов с нарушением психических функций старше 18 лет, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания - не менее 90%.
15. По результатам реализации пилотного проекта высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника пилотного проекта, определенный ответственным за реализацию пилотного проекта в субъекте Российской Федерации - участнике пилотного проекта, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, начиная с 2022 года, в срок до 15 декабря, отчет о реализации и оценке эффективности реализации пилотного проекта, содержащий:
- сведения о реализации мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации;
- конкретные результаты, достигнутые за период реализации пилотного проекта;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации пилотного проекта;
- информацию о внесенных изменениях в программу субъекта Российской Федерации;
- сведения о достижении значений целевых показателей;
- оценку эффективности реализации программы субъекта Российской Федерации с учетом оценки темпов изменения достижения целевых показателей;
- предложения по доработке методических, методологических, технических, нормативных правовых документов в результате апробации критериев в ходе реализации пилотного проекта;
- сведения о принятых в ходе реализации пилотного проекта нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- описание оптимальных организационно-финансовых моделей жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, с учетом всех аспектов жизнеустройства: проживания, обучения, трудоустройства, трудовой и социальной занятости инвалидов, досуга, самообслуживания, общения и иных аспектов, заложенных в основу оптимальных организационно-финансовых моделей жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание;
- предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях совершенствования правового регулирования жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, на территории Российской Федерации;
- проект организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание.
16. Методическую поддержку пилотного проекта, а также необходимые научные и методические разработки для его проведения осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.