Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"
(подготовлен Минтрудом России 29.10.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "б" пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
Законопроект в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в целях унификации прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей, предполагает уточнение порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для которых данный порядок установлен федеральными законами. В частности, законопроектом устанавливается, что обязанность представления указанных сведений возникает в случае замещения соответствующей должности по состоянию на 31 декабря отчетного (финансового) года.
Законопроект четко определяет субъектный состав лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно предусматривает, что такие сведения в рамках декларационной кампании должны представить, например, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации в период декларационной кампании и замещавшие такие должности по состоянию на 31 декабря отчетного (финансового) года. Тем самым, данная обязанность не будет распространяться на лиц, замещавших соответствующую должность по состоянию на 31 декабря отчетного года, но освободивших ее в период декларационной кампании.
Предлагаемый подход аналогичен подходу, используемому, например, в подпункте "б" пункта 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Законопроект не затрагивает правоотношения, связанные с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими, например, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, порядок представления таких сведений для которых определяется законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В этой связи аналогичные положения могут быть установлены субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Кроме того, законопроект предусматривает изменение в Федеральный закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предполагающее использование по аналогии с Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" единой формулировки в части распространения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Данная формулировка устанавливает, что граждане при поступлении на службу в таможенный орган представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а сотрудники таможенного органа - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также предусматривается, что вопросы сроков представления указанных сведений подлежат регулированию иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, например, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Одновременно в целях унификации антикоррупционных стандартов, устанавливаемых в отношении отдельных категорий лиц, вместе с законопроектом подготовлен проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", предусматривающие аналогичные изменения в отношении иных категорий лиц.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.