Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в статью 5 Федерального законаот 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 08.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 5 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен с целью установления возможности внесения изменений в контракт, заключенный на срок менее одного года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, работа по которому принята, но обязательства не исполнены в полном объеме на дату заключения соглашения об изменении условий контракта, а также установления даты, начиная с которой допускается осуществлять пересчет (корректировку) цены контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов.
Законопроект разработан в целях выполнения указания Президента Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1182 о необходимости компенсации затрат по заключенным контрактам в связи с удорожанием стоимости материалов и работ по отдельным решениям Председателя Правительства Российской Федерации, а также поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 24 июля 2021 г. N ММ-П49-9977.
В рамках поддержки строительного бизнеса в части резкого подорожания строительных ресурсов принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), положениями которого изначально предусматривался пересчет цены контракта в связи с удорожанием цены на строительные материалы на уже принятые работы с 1 января 2021 года.
Следует отметить, что согласно результатам проведения анализа правоприменительной практики, существенный рост стоимости строительных ресурсов привел к увеличению стоимости государственных контрактов в среднем на 15-20%.
Вместе с тем положениями пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) предусмотрена возможность изменения цены государственного контракта, срок исполнения которого более одного года, в связи с наступлением независящих от сторон контракта обстоятельств, наступление которых они не могли предвидеть.
Положения Постановления N 1315 распространяются только на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, со сроком исполнения контракта не менее одного года. Указанная норма Постановления N 1315 принята в соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с этим, 29,4 тысячи строительных компаний, членов саморегулируемых организаций (65,6 тысяч государственных контрактов), заключивших государственные контракты на сумму 874,4 млрд. рублей и находящихся на исполнении со сроком реализации менее 1 года, не смогут компенсировать полученные в ходе выполнения обязательств по данным контрактам убытки, а это примерно 175 млрд. рублей (в среднем 2,7 млн. рублей на одну строительную компанию).
Таким образом, совокупно по объектам капитального строительства строительные компании не получат поддержку от государства на сумму около 475 млрд. рублей. Более 20 % строительных компаний, членов саморегулируемых организаций попадают под риск банкротства, что в свою очередь повлечет увеличение количества незавершенного строительства в рамках выполнения государственных контрактов.
Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса о распространении на государственные контракты со сроком действия до 1 года положений Постановления N 1315 об изменении цены контракта возможно только после внесения соответствующих изменений в пункт 8 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Особый порядок вступления в силу законопроекта, а также положение о распространении действия Федерального закона на государственные контракты, муниципальные контракты, заключенные с 1 января 2021 года, предусмотрены в целях предоставления возможности изменения цены контрактов со сроком исполнения более одного года, в связи с наступлением независящих от сторон контракта обстоятельств, наступление которых они не могли предвидеть, до завершения 2021 финансового года.
В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта непосредственно не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем принятие законопроекта позволит создать основания для стабилизации финансовой ситуации в сфере строительства и осуществления капитального ремонта объектов капитального строительства, особенно на региональном уровне, где доля соответствующих контрактов со сроком исполнения до одного года является высокой, а также снизит, вероятность банкротства подрядных организаций и прекращение работ на объектах, в том числе возводимых в рамках реализации национальных проектов, социальных и инфраструктурных объектах.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.