Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части оплаты работникам, работающим вахтовым методом, стоимости проезда от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно)""
(подготовлен Минтрудом России 10.11.2021 г.)
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части оплаты работникам, работающим вахтовым методом, стоимости проезда от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно)" подготовлен в рамках инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2021 год, утвержденным приказом Минюста России от 17 марта 2021 г. N 39, а также в целях реализации подпункта "в" пункта 3 поручения Президента Российской Федерации от 28 января 2021 г. N Пр-133 об анализе совместно с комиссией государственного Совета Российской Федерации по направлению "Социальная политика" и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации правоприменительной практики в сфере обеспечения социально-трудовых и избирательных прав работников, проживающих в вахтовых поселках, с учетом предложений субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения социально-трудовых прав работников, работающих вахтовым методом.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) вахтовый метод работы это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ст. 297 Кодекса).
При этом вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя.
В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством доставка работников от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно осуществляется за счет средств работодателя, в соответствии с графиком, в котором предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно.
Вместе с тем нормы Кодекса, направленные на предоставление и обеспечение гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к работам вахтовым методом, не содержат конкретного положения об обязанности работодателя по доставке работника от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно, что приводит к спорам сторон трудовых отношений и снижению гарантий работников.
При этом пунктом 2.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. (действует в соответствии со ст. 423 Кодекса) установлено, что доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения предприятия или от пункта сбора до места работы и обратно экономически целесообразными видами транспорта на основе долгосрочных договоров, заключаемых предприятиями с организациями и предприятиями транспортных министерств. Для доставки работников может использоваться транспорт, принадлежащий предприятиям, применяющим вахтовый метод.
Верховным Судом Российской Федерации в решении от 17 декабря 1999 г. N ГКПИ99-924 отмечено, что обязанность организации по проезду работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, действующие в настоящее время отдельные положения Основных положений обязательны для всех работодателей включая федеральные государственные органы, федеральные государственные учреждения.
В связи с чем работодатели вне зависимости от формы собственности обязаны доставлять своих работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно за счет бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая средства федерального бюджета.
Законопроект подготовлен в рамках инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации.
Таким образом, законопроектом инкорпорируется действующая норма акта СССР в Трудовой кодекс Российской Федерации в части конкретизация обязанности работодателя по доставке работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно за счет собственных средств.
Новые обязательства, в том числе которые могут повлечь дополнительные расходы из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законопроект не вводит.
Такая конкретизация обязанности работодателя в Кодексе, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, обеспечивают баланс прав и законных интересов работников и работодателей.
Одновременно следует отметить, что Верховным Судом Российской Федерации в решении от 17 декабря 1999 г. N ГКПИ99-924 отмечено, что обязанность организации по проезду работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно не противоречит действующему законодательству.
При этом обязанность предприятия оплачивать проезд работников от места их постоянного жительства не соответствует законодательству, и возложение такой обязанности на работодателя является нарушением его законных прав и интересов.
В связи с чем одновременно предлагается, что при наличии финансовой возможности работодатель может компенсировать стоимость проезда работника от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора). При этом размер и порядок данной компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом.
Законопроект не содержит новых обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.