Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 29 сентября по 19 октября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ID проекта акта: 02/07/09-21/00120880.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Как указано разработчиком, проект акта разработан в целях уточнения и конкретизации терминов и формулировок, применяемых в требованиях по обеспечению транспортной безопасности, а также устранения противоречий и дублирования.
Минэкономразвития России поддерживает необходимость устранения избыточных требований в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе в сфере автомобильного транспорта.
Предлагаемые проектом акта изменения будут способствовать оптимизации исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры. Вместе с тем ряд требований, влекущих избыточные обязанности и расходы субъектов транспортной инфраструктуры, проектом акта не устраняется.
Учитывая изложенное, к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Подпунктом "к" пункта 1 проекта акта устанавливается в том числе, что в случае проведения досмотра носителей (материальных носителей) сведений, составляющих государственную тайну, с помощью средств досмотра досмотр указанных носителей осуществляется с применением технических средств досмотра в помещениях, которые отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны, с соблюдением требования о неразглашении полученной информации.
Ранее Минэкономразвития России отмечалось, что реализация требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны может быть сопряжена для субъекта транспортной инфраструктуры со значительными издержками. Кроме того, работа со сведениями, составляющими государственную тайну, требует допуска сотрудника к такой работе.
Более того, требования по обеспечению транспортной безопасности направлены на реализацию системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Однако учитывая, что перемещение носителей сведений, составляющих государственную тайну, возможно только лицами, допущенными к таким сведениям, риск совершения актов незаконного вмешательства с использованием таких носителей минимален, в связи с чем затраты на реализацию предлагаемого регулирования представляются не соразмерными риску совершения актов незаконного вмешательства.
2. В соответствии с пунктом 4 проекта акта разработчиком предлагается исключить пункты 20-31 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1642 (далее - Действующие требования), что в совокупности с пунктом 2 проекта акта приведет к установлению одинаковых требований к автовокзалам и автостанциям.
Как следствие, требования к автостанциям будут ужесточены.
Так, например, к автостанциям I категории будут предъявлены следующие дополнительные требования:
- оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения,на основании данных видеонаблюдения (видеоидентификацию); выявление нарушителя, оснащенного в том числе специальными техническими средствами, в режиме реального времени на всем периметре внешних границ перевозочного сектора объекта транспортной инфраструктуры и технологического сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры; передачу данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры; определение соответствия постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
- принимать меры по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства по периметру внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, поддержания пропускного режима, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- в случае объявления уровня безопасности N 2 увеличивать в соответствии с утвержденным планом обеспечения безопасности объекта количество (численность) групп быстрого реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры.
Также увеличатся требования к автостанциям II и III категорий.
Разработчиком обоснования необходимости предъявления к автовокзалам и автостанциям равных требований не представлено, оценка количества автостанций, подлежащих приведению в соответствие новым требованиям, и издержек на приведение автостанций в соответствие устанавливаемым требованиям также не представлена.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
При этом, по информации Министерства транспорта Тверской области, направленной в Минэкономразвития России Комитетом Совета Федерации по экономической политике письмом от 15 июля 2021 г. N 3.6-14/2443@, оснащение трех объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта только системой видеонаблюдения оценивается в 2 млн рублей.
3. Подпунктом "д" пункта 3 приложения к Действующим требованиям (далее - Приложение) сохраняется требование о содержании в постоянном пропуске на объекты транспортной инфраструктуры I категории машиносчитываемой части для биометрической идентификации.
Как ранее отмечало Минэкономразвития России, стоимость оборудования одного объекта транспортной инфраструктуры системой биометрической идентификации может быть оценена около 3 млн рублей.
При этом информация о необходимости применения биометрической системы контроля доступа на всех объектах транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта I категории, а также о текущем состоянии исполнения данного требования разработчиком не представлена.
Учитывая изложенное, считаем предъявление указанного требования не соответствующим целям по оптимизации порядка практического применения установленных правил и требований.
4. Подпунктом 15 пункта 7 Действующих требований устанавливается, что субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности объекта с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры (нескольких объектов транспортной инфраструктуры) I и II категорий и не менее одного раза в 2 года для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категории.
Как ранее отмечалось Минэкономразвития России, а также обсуждалось на заседаниях Межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых основ в области обеспечения транспортной безопасности по результатам применения правоприменительной практики в целях уточнения и конкретизации применяемых терминов и формулировок, устранения противоречий и дублирования, а также оптимизации порядка практического применения установленных правил и требований (далее - Рабочая группа), указанное требование не определяет случаи привлечения представителей федеральных органов исполнительной власти к учениям, что может привести к неопределенности в правоприменительной практике.
Кроме того, указанное требование предъявляется к субъектам транспортной инфраструктуры, а не к органам исполнительной власти, что может привести к ситуациям, когда субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен к ответственности за неисполнение требования по причинам неучастия в учениях представителей органов исполнительной власти.
В этой связи предлагается установить, что учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры проводятся субъектом транспортной инфраструктуры с обязательным уведомлением уполномоченных органов исполнительной власти.
Кроме того, считаем целесообразным исключить необходимость установления требования о проведении учений на объектах транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта IV категории, принимая во внимание исключение требования о привлечении подразделений транспортной безопасности для защиты указанных объектов.
5. Подпунктом 16 пункта 7 Действующих требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство о переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании,а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта.
Минэкономразвития России ранее отмечалось, что понятие "незамедлительно" носит субъективно-оценочный характер и отличается неопределенным содержанием, единообразное понимание и правоприменение которого представляется затруднительным в приложении к рассматриваемой ситуации.
Аналогичные нормы рассматривались на заседаниях Рабочей группы при рассмотрении требований по обеспечению транспортной безопасности на иных видах транспорта.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным указанную норму доработать, исключив слово "незамедлительно".
6. Пунктом 19 Приложения устанавливается, что факты выдачи пропусков регистрируются в базах данных на электронном и бумажном носителях.
Таким образом, предусматривается требование о дублирующем учете фактов выдачи пропусков. Указанное требование представляется избыточным.
В этой связи считаем целесообразным предусмотреть, что факты выдачи пропусков регистрируются в базах данных на электронном или бумажном носителях.
7. Подпунктом "а" пункта 1 проекта акта предлагается исключить требование о привлечении подразделения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта IV категории.
Минэкономразвития России указанное предложение поддерживается.
Вместе с тем с учетом предложений субъектов Российской Федерации, представленных вышеуказанным письмом Комитета Совета Федерации по экономической политике, считаем необходимым проработать вопрос исключения указанного требования также для объектов транспортной инфраструктуры III категории.
По оценкам Минэкономразвития России, расходы на привлечение подразделений транспортной безопасности на автовокзалы и автостанции III категории могут составлять от 15 млн до 36 млн руб. в год в расчете на один объект транспортной инфраструктуры.
По состоянию на 2020 год в реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта находилось 114 объектов III категории. Таким образом, совокупные издержки на обеспечение исполнения указанного требования могут составить от 1 710 млн до 4 104 млн. руб. в год.
Принимая во внимание, что исполнение указанного требования сопряжено с высокими издержками как субъектов предпринимательской деятельности, так и субъектов Российской Федерации, в собственности которых находятся объекты автомобильного транспорта, считаем необходимым указанное требование исключить.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.