Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 24.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.05.2021 N Пр-916 по итогам встречи с лауреатами премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 25 марта 2021 г.,а также пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 07.06.2021 N ТГ-П44-7343, и направлен на признание художника-постановщика анимационного фильма автором аудиовизуального произведения.
В соответствии с положениями статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Предполагается, что именно эти три лица вносят наибольший вклад в создание аудиовизуального произведения.
Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, в том числе художник-постановщик, обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не наделяются авторскими правами на аудиовизуальное произведение в целом (пункт 5 статьи 1263 ГК РФ).
Вместе с тем, при создании аудиовизуального произведения, относящегося к категории анимационного фильма, художник-постановщик вносит не меньший, а в некоторых случаях и больший творческий вклад, чем режиссер-постановщик, автор сценария или композитор.
Так, художник-постановщик анимационного фильма участвует совместно с автором сценария и режиссером в работе над режиссерским сценарием,под руководством режиссера разрабатывает общий творческий замысел в части изобразительно-декорационного решения и оформления, обеспечивает художественное качество фильма и его изобразительную трактовку, включая тональное и колористическое решение, внешний облик персонажей, а также единство стилевого решения фильма.
Кроме того, художник-постановщик в анимационном фильме всегда имеет свой самостоятельный, обособляемый вклад в такое произведение (изображения персонажей, кадров фильма), тогда как для других видов аудиовизуальных произведений видение художника может сливаться с работой оператора-постановщика и не выражаться в очевидных самостоятельных творческих результатах.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить состав авторов аудиовизуального произведения, предусмотренный пунктом 2 статьи 1263 ГК РФ, художником-постановщиком анимационного фильма.
В международной практике существуют различные подходы к решению вопроса о включении художников-постановщиков анимационных фильмов в состав авторов аудиовизуального произведения.
Например, в законодательстве об авторском праве Бельгии, Словении, Хорватии художник-аниматор рассматривается в качестве соавтора аудиовизуального произведения, если изображение или анимация составляют существенную часть такого произведения.
Поскольку в приведенном выше подходе используется оценочное понятие - "если изображение или анимация составляют существенную часть аудиовизуального произведения", которое создает условия для различного толкования нормы в правоприменительной практике, правовая конструкция законопроекта основана на опыте Болгарии, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу, Турции и др., в законодательстве которых прямо установлено,что в отношении анимационных фильмов художники-постановщики (аниматоры) признаются соавторами таких аудиовизуальных произведений.
В правоприменительной практике не возникнет сложностей при толковании положений законопроекта, поскольку законодательное определение понятия "анимационный фильм" вводится проектом федерального закона N 1262401-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом отнесение художника-постановщика анимационного фильма к авторам аудиовизуального произведения повысит статус художников-аниматоров, существенно улучшит их положение, а также будет стимулировать такую категорию лиц на создание новых произведений.
Так, включение художника-постановщика анимационного фильма в состав авторов аудиовизуального произведения автоматически наделит его дополнительным имущественным правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений в личных целях, предусмотренным статьей 1245 ГК РФ (сбор, распределение и выплата указанного вознаграждения осуществляется аккредитованной организацией по коллективному управлению авторскими и смежными правами).
Предусмотренная в законопроекте мера также наделит художника-постановщика анимационного фильма личными неимущественными правами на аудиовизуальное произведение (правом авторства, правом автора на имя, правом на неприкосновенность аудиовизуального произведения, правом на его обнародование, правом на отзыв), а также правом на защиту аудиовизуального произведения от искажений.
В частности, у художника-постановщика анимационного фильма возникнет неотчуждаемое и непередаваемое третьим лицам, в том числе продюсеру аудиовизуального произведения, право на неприкосновенность аудиовизуального произведения (статья 1266 ГК РФ), т.е. право давать разрешение на внесение в его анимационный фильм изменений, сокращений и дополнений, снабжение такого фильма при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием и иными комментариями или пояснениями.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.