Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 02.12.2021 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52, ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2015, N 29, ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284; 2017, N 31, ст. 4818, N 49, ст. 6959) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, или адвокатской палатой, членом которой является адвокат. Форма ордера, требования к его заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом юстиции. Порядок изготовления, выдачи и хранения ордеров утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее - соглашение) для вступления адвоката в дело.";
2) в статье 6.1:
а) пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Направление адвокатского запроса (адвокатских запросов) не может являться самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи.";
б) пункт 4 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) в запросе содержатся просьба о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового или неправового характера, а также явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок.";
в) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение, иная организация или должностное лицо, в компетенцию которых не входит решение вопросов, поставленных в адвокатском запросе, в течение семи календарных дней со дня регистрации адвокатского запроса возвращают его адвокату с указанием органа или должностного лица, в компетенцию которых может входить решение соответствующих вопросов.";
3) в пункте 1 статьи 7:
а) подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника или представителя в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве и в иных установленных законом случаях по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;";
б) дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) в случае приостановления статуса адвоката незамедлительно сдать удостоверение адвоката в территориальный орган юстиции либо в совет адвокатской палаты, членом которой он является, для последующей передачи в территориальный орган юстиции.";
4) пункт 1 статьи 8 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Получение адвокатом согласия доверителя на обработку его персональных данных, включая их специальные категории и биометрические персональные данные, в целях оказания ему юридической помощи не требуется.";
5) в статье 9:
а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" либо ученую степень по юридической специальности. Лица, имеющие высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр", вправе приобрести статус адвоката при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция". Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.";
б) пункт 2 дополнить подпунктом 3 в следующей редакции:
"3) не сдавшие квалификационный экзамен, в случае если не истек срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.";
6) в пункте 2 статьи 10:
а) в абзаце первом после слов "юридической специальности" дополнить словами "справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, документ о том, что претендент не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств,";
б) дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Не требуется согласие претендента на обработку его персональных данных, включая их специальные категории и биометрические персональные данные, работниками адвокатской палаты, членами квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты, работниками Федеральной палаты адвокатов в связи с организацией допуска претендента и сдачи квалификационного экзамена, в том числе при обработке указанных персональных данных с использованием комплексной информационной системы адвокатуры России.";
7) в статье 11:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов разрабатывается советом Федеральной палаты адвокатов и утверждается федеральным органом юстиции. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатывается и утверждается советом Федеральной палаты адвокатов и подлежит направлению в федеральный орган юстиции.";
б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, включаются в Единый государственный реестр адвокатов.";
8) в статье 12:
а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Не требуется согласие лица, которому присвоен статус адвоката, на обработку его персональных данных, включая их специальные категории и биометрические персональные данные, работниками адвокатской палаты, членами квалификационной комиссии, совета, комиссии по защите прав адвоката и иных органов адвокатской палаты, работниками и членами органов Федеральной палаты адвокатов в связи с присвоением и дальнейшим изменением статуса адвоката, а также любыми обстоятельствами, обусловленными наличием статуса адвоката или членством адвоката в адвокатской палате, в том числе при обработке указанных персональных данных с использованием комплексной информационной системы адвокатуры России.";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Право осуществлять адвокатскую деятельность возникает у адвоката с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр адвокатов.";
9) пункт 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"2. Претендент, которому решением квалификационной комиссии присвоен статус адвоката, допускается к принесению присяги в течение 3 месяцев с момента сдачи квалификационного экзамена. В случае если претендент не приносит присягу в указанный срок, решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката аннулируется.
Пропущенный по уважительным причинам срок принесения присяги может быть восстановлен по решению совета адвокатской палаты.
Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.";
10) статью 14 изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Единый государственный реестр адвокатов
"1. Федеральный орган юстиции ведет Единый государственный реестр адвокатов.
2. Порядок ведения и состав сведений Единого государственного реестра адвокатов устанавливаются федеральным органом юстиции.
3. Единый государственный реестр адвокатов является единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим сведения об адвокатах.
Федеральная палата адвокатов обеспечивает передачу федеральному органу юстиции в электронном виде сведений об ордерах адвокатов, выданных в связи с участием адвокатов в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве и в иных установленных законом случаях по назначению соответствующих государственных органов, в том числе органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также сведений о претендентах, успешно сдавших квалификационный экзамен, и о принесении ими присяги адвоката, сведений о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, и сведений, содержащихся в реестрах адвокатских образований, в объеме, согласованном с Федеральной палатой адвокатов.
4. Единый государственный реестр адвокатов ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Способ ведения указанного реестра определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
5. Ведение Единого государственного реестра адвокатов на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и его взаимодействие с иными федеральными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
6. Сведения об адвокатах, содержащиеся в Едином государственном реестре адвокатов, являются открытыми и общедоступными, если отнесены к таковым федеральным органом юстиции.";
11) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Внесение сведений в Единый государственный реестр адвокатов
1. Совет адвокатской палаты в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в пятнадцатидневный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в Единый государственный реестр адвокатов и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
2. Форма удостоверения и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции.
В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в Едином государственном реестре адвокатов.
В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
Удостоверение адвоката может содержать электронный носитель информации.
3. Удостоверение является документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Удостоверение выдается территориальным органом юстиции сроком на пятнадцать лет с последующей его заменой в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания судов, военных судов, арбитражных судов и иных судов всех инстанций, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
Лицо, статус адвоката которого прекращен, обязано незамедлительно сдать удостоверение адвоката в территориальный орган юстиции или в совет адвокатской палаты, членом которой он являлся, для последующей передачи в территориальный орган юстиции.
4. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Адвокат, принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, уведомляет об этом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее также - совет адвокатской палаты, совет), членом которой он является.
Совет адвокатской палаты в семидневный срок со дня получения уведомления адвоката уведомляет территориальный орган федерального органа юстиции об изменении адвокатом членства в адвокатской палате. В случае наличия у адвоката задолженности по отчислениям перед адвокатской палатой совет вправе не направлять указанное уведомление до полного погашения адвокатом суммы задолженности.
Территориальный орган юстиции на основании полученного уведомления совета адвокатской палаты вносит в Единый государственный реестр адвокатов сведения об изменении адвокатом членства в адвокатской палате и выдает адвокату выписку из Единого государственного реестра адвокатов об изменении адвокатом членства в адвокатской палате, которая является документом, подтверждающим статус адвоката. При этом адвокат обязан сдать свое удостоверение в территориальный орган юстиции.
Адвокат в пятнадцатидневный срок со дня получения выписки из Единого государственного реестра адвокатов обязан уведомить об этом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой он намерен стать.
Совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения от адвоката указанного уведомления проверяет сведения об адвокате и выносит решение о его приеме в члены адвокатской палаты. Об этом решении совет уведомляет территориальный орган юстиции и адвоката в десятидневный срок со дня принятия решения.
Территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения уведомления совета вносит в Единый государственный реестр адвокатов сведения об изменении адвокатом членства и выдает адвокату новое удостоверение.
6. Адвокат со дня присвоения статуса адвоката, либо внесения сведений об адвокате в Единый государственный реестр адвокатов после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования в трехмесячный срок со дня наступления указанных обстоятельств.
7. Невнесение сведений об адвокате в Единый государственный реестр адвокатов либо невыдача адвокату удостоверения в установленные настоящим Федеральным законом сроки могут быть обжалованы в суд.
8. Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации определяется советом Федеральной палаты адвокатов по согласованию с федеральным органом юстиции.
9. В случае если в течение 3 месяцев с момента внесения территориальным органом федерального органа юстиции в Единый государственный реестр адвокатов сведений об изменении членства в адвокатской палате субъекта в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи в территориальные органы федерального органа юстиции не поступит уведомление адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о приеме в члены адвокатской палаты, статус адвоката может быть прекращен советом адвокатской палаты того субъекта, членом которой он являлся до принятия решения об изменении членства по представлению территориального органа юстиции этого субъекта Российской Федерации.
10. Передача сведений для внесения в Единый государственный реестр адвокатов может осуществляться в электронном виде.";
12) в статье 16:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты, членом которой он является.";
б) в абзацах первом и втором пункта 6 слова "региональный реестр" заменить словами "Единый государственный реестр адвокатов.";
13) в статье 17:
а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, по следующим основаниям:";
б) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, на основании заключения квалификационной комиссии при:";
в) пункт 2 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) по основанию, предусмотренному пунктом 9 статьи 15 настоящего Федерального закона.";
г) в пункте 4 слова "региональный реестр" заменить словами "Единый государственный реестр адвокатов";
д) пункт 5 дополнить следующим предложением:
"Указанное решение не может быть отменено или изменено советом адвокатской палаты.";
е) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Федеральная палата адвокатов вправе отменить решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката и направить в территориальный орган юстиции сведения о восстановлении статуса адвоката в Едином государственном реестре адвокатов;";
ж) пункты 6 и 7 исключить;
14) дополнить статьей 17.1 в следующей редакции:
"Статья 17.1. Представления федерального органа юстиции и его территориальных органов
1. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган, располагающие сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, вносят представление о прекращении статуса адвоката в Федеральную палату адвокатов или адвокатскую палату, членом которой является адвокат. В случае, если президент Федеральной палаты адвокатов или совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, федеральный орган юстиции или его территориальный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.
2. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган, располагающие сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для возбуждения дисциплинарного производства, вносят представление о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности в Федеральную палату адвокатов или адвокатскую палату, членом которой является адвокат. Представление рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики адвокатов.
3. Представления федерального органа юстиции или его территориального органа, внесенные в соответствии с пунктами 1 или 2 настоящей статьи, подлежат обязательному рассмотрению квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты.
В возбуждении дисциплинарного производства по внесенным федеральным органом юстиции и его территориальным органом в Федеральную палату адвокатов или адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представлениям не может быть отказано.
4. Решения совета адвокатской палаты о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката или об отказе в применении к нему мер дисциплинарной ответственности, вынесенные по результатам рассмотрения представлений федерального органа юстиции или его территориального органа, указанных в настоящей статье, могут быть обжалованы федеральным органом юстиции или его территориальным органом в судебном порядке.";
15) пункт 3 статьи 18 дополнить следующим абзацем:
"Не требуется согласие доверителя на обработку его персональных данных, включая их специальные категории и биометрические персональные данные, работниками адвокатских образований, адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов в связи с организацией оказания доверителю квалифицированной юридической помощи адвокатом, в том числе при обработке указанных персональных данных с использованием комплексной информационной системы адвокатуры России.";
16) статью 20 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4. Руководителем адвокатского образования может являться только адвокат.
5. Не требуется согласие доверителя на обработку его персональных данных, включая их специальные категории и биометрические персональные данные, работниками адвокатских образований, адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов в связи с организацией оказания доверителю квалифицированной юридической помощи адвокатом, в том числе при обработке указанных персональных данных с использованием комплексной информационной системы адвокатуры России.";
17) в статье 22:
а) в пункте 3 слова "сведения о которых внесены только в один региональный реестр" заменить словами "являющиеся членами только одной адвокатской палаты";
б) абзацы четвертый и пятый пункта 10 изложить в следующей редакции:
"Сведения об адвокатах, являющихся членами соответствующей адвокатской палаты, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в Единый государственный реестр адвокатов.
Сведения об адвокатах, являющихся членами соответствующей адвокатской палаты и осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в Единый государственный реестр адвокатов.";
18) в пункте 3 статьи 25 слова "в какой региональный реестр внесены сведения о нем" заменить на слова "членом какой адвокатской палаты он является";
19) статью 26 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Не требуется согласие гражданина на обработку его персональных данных, включая их специальные категории и биометрические персональные данные, работниками адвокатских образований, адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов в связи с организацией оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом, в том числе при обработке указанных персональных данных с использованием комплексной информационной системы адвокатуры России.";
20) пункт 2 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"2. Адвокатские палаты действуют на основании Устава, утверждаемого собранием (конференцией) адвокатов.";
21) в абзаце первом пункта 1 статьи 30 число "300" заменить на число "100";
22) в пункте 3 статьи 31:
а) подпункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве и в иных установленных законом случаях по назначению соответствующих государственных органов, в том числе органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определенным советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами;";
б) дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:
"5.1) в порядке и объеме, определяемых советом Федеральной палаты адвокатов, обеспечивает своевременное и полное предоставление в комплексную информационную систему адвокатуры России сведений, подлежащих включению в указанную информационную систему;";
23) пункт 1 статьи 32 изложить в следующий редакции:
"1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, являющихся членами соответствующей адвокатской палаты.";
24) в статье 33:
а) в пункте 2 слова "13 членов" заменить на слова "14 членов";
б) дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) от научного сообщества - один представитель.";
в) абзац первый пункта 5 дополнить следующим предложением:
"При равенстве голосов членов квалификационной комиссии голос председателя является решающим.";
25) дополнить статьей 39.1 следующего содержания:
"Статья 39.1 Комплексная информационная система адвокатуры России
1. Комплексной информационной системой адвокатуры России (далее - КИС АР) является автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной палате адвокатов и предназначенная для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов Российской Федерации, адвокатских образований и адвокатов, а также обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Оператором КИС АР является Федеральная палата адвокатов. Структура КИС АР, а также перечень и состав подсистем и сведений по вопросам, находящимся в исключительном ведении адвокатуры и подлежащих включению в КИС АР, утверждаются соответствующими решениями совета Федеральной палаты адвокатов.
КИС АР предусматривает возможность передачи федеральному органу юстиции в электронном виде сведений об ордерах адвокатов, выданных в связи с участием адвокатов в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве и в иных установленных законом случаях по назначению соответствующих государственных органов, в том числе органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также сведений о претендентах, успешно сдавших квалификационный экзамен, и о принесении ими присяги адвоката, сведений о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, и сведений, содержащихся в реестрах адвокатских образований, в объеме, согласованном с Федеральной палатой адвокатов.
3. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, адвокатские образования и их обособленные подразделения, адвокаты, а также иные пользователи КИС АР, предоставляют сведения, в том числе в форме электронных документов, и/или получают доступ к сведениям и функционалу КИС АР в объеме, предоставленном соответствующими решениями совета Федеральной палаты адвокатов.
Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, адвокатские образования и их обособленные подразделения и адвокаты обязаны обеспечивать технические условия для своевременного внесения в КИС АР сведений, предусмотренных соответствующими решениями Федеральной палаты адвокатов.
В предусмотренных законом случаях при наличии технической возможности допускается представление сведений в КИС АР с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных ситем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
4. Пользователи КИС АР, имеющие доступ к содержащимся в КИС АР сведениям, и лица, осуществляющие обработку вносимых в КИС АР сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных законодательством. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Защита сведений, содержащихся в КИС АР, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
5. Федеральная палата адвокатов обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к сведениям, содержащимся в КИС АР, в отношении которых Федеральной палатой адвокатов по согласованию с федеральным органом юстиции установлен режим открытых данных.
6. В целях обеспечения взаимодействия КИС АР с другими информационными системами, из которых адвокаты получают либо в которые направляют сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи доверителям, технические требования к КИС АР, порядок ее функционирования, а также требования к участникам информационного взаимодействия (лицам, осуществляющим обмен информацией в электронной форме) определяются Федеральной палатой адвокатов, за исключением случаев, если требования к порядку взаимодействия информационных систем установлены законодательством Российской Федерации.
7. Федеральная палата адвокатов обеспечивает информационное взаимодействие КИС АР с иными автоматизированными информационными системами государственных и муниципальных органов и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и электронного документооборота в порядке, установленном соответствующими соглашениями между Федеральной палатой адвокатов и операторами соответствующих автоматизированных информационных систем.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации до 1 января 2023 года обязаны утвердить на собрании (конференции) адвокатов свои уставы или привести их в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Президент |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.