Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 29.11.2021 г.)
С 2019 года в Российской Федерации начат практический этап перехода отечественной промышленности на новое технологическое нормирование и внедрение наилучших доступных технологий (далее - НДТ).
Федеральный закон от 27.12.2019 N 453-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" установил необходимость определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ) при выдаче комплексного экологического разрешения и при одобрении проекта программ повышения экологической эффективности, закрепив соответствующие полномочия за федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политике и Межведомственной комиссии по рассмотрению и одобрению программ повышения экологической эффективности.
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" рассматривает промышленную политику как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. В этой связи наилучшие доступные технологии следует рассматривать не только как инструмент снижения негативного воздействия на окружающую среду, но и как инструмент и стимул для технологической модернизации отечественной промышленности.
Определение соответствия технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям необходимо осуществлять системно, использую единые подходы и единую научно-методическую базу с привлечением компетентных специалистов, обладающих специальными знаниями и практическим опытом.
Сложившая практика правоприменения в 2019 и 2020 году показала, что наилучшие доступные технологии являются также удобным критерием для оценки проектов модернизации промышленных предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления основ для создания целостной системы экспертной оценки наилучших доступных технологий.
Проведение процедуры определения соответствия наилучшим доступным технологиям в процессе конкурсного отбора проектов модернизации промышленных предприятий позволит обоснованно применять меры стимулирования.
Основной целью Законопроекта является включение вопросов проведения экспертной оценки технологий наилучшим доступным технологиям в сферу промышленной политики, а также соответствующее уточнение:
- полномочий Правительства Российской Федерации в части установления правил проведения такой экспертной оценки;
- полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере промышленной политики в части определения критериев, которым эксперты должны соответствовать для проведения экспертной оценки; определения экспертной организации, которая осуществляет ведение реестра и проведение экспертной оценки; обеспечения самой процедуры экспертной оценки заявок на получение комплексного экологического разрешений, проектов программ повышения экологической эффективности и проектов модернизации промышленных предприятий с применением ресурсосберегающих технологий и наилучших доступных технологий, а также утверждения порядка ведения реестра экспертов.
В качестве такой экспертной организацией планируется привлечь подведомственное учреждение Минпромторга России - Федеральное государственное автономное учреждение "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (далее - ФГАУ "НИИ "ЦЭПП"), так как указанная деятельность соответствует основным видам деятельности в соответствии с Уставом Учреждения.
ФГАУ "НИИ "ЦЭПП в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1508 "О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий" определено организацией, осуществляющей функции Бюро НДТ.
Финансовое обеспечение экспертной организации в таком случае будет осуществляться путем установления государственных заданий в рамках установленного объема бюджетных ассигнований на соответствующий календарный год.
Результаты проведения экспертной оценки в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям будут являться основой развития научно-технической деятельности и инновационной деятельности субъектов в сфере промышленности, поэтому законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в статью 12 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации".
Законопроектом предусмотрены также отдельные изменения в части расширения информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, за счет отражения в ней данных о результатах проведения экспертной оценки проектов модернизации промышленных предприятий, предусматривающих внедрение ресурсосберегающих и наилучших доступных технологий.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Также отмечаем, что полномочия, которыми будет наделен Минпромторг России в связи с принятием законопроекта, будут реализованы им в рамках установленной предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в установленной сфере, а также за счет перераспределения бюджетных ассигнований в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.