Проект Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации)"
(подготовлен Минтрансом России 10.12.2021 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999,N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46,ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1,ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901; N 15,ст. 2019, 2023, 2024; N 30, ст. 4590; N 48,ст. 6733; N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4318; N 53,ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836; N 30, ст. 4254; N 42, ст. 5615; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4342;ст. 4356; ст. 4379; ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 18, ст. 2487; N 22,ст. 3095; N 27, ст. 4160, 4224; N 28, ст. 4558) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации.
Федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила и иные акты воздушного законодательства в сфере гражданской авиации в части наименования, структуры (нумерации), содержания терминов и определений разрабатываются и утверждаются в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
Термины и определения, используемые в воздушном законодательстве, устанавливаются настоящим Кодексом и федеральными авиационными правилами.
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. В целях обеспечения национальной безопасности и повышения конкурентоспособности национальной экономики сроки вступления в силу и сроки действия нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации определяются указанными нормативными правовыми актами без учета положений частей 1 и 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".";
2) в статье 8:
а) дополнить пункт 1 пунктами 2 2 и 2 3 следующего содержания:
"22) компоненты гражданского воздушного судна, элементы беспилотной авиационной системы - составные части гражданского воздушного судна, элементов беспилотной авиационной системы (далее - компонент).
Компоненты I класса - элементы беспилотной авиационной системы (за исключением беспилотного воздушного судна), авиационные двигатели, воздушные винты.
Компоненты II класса - составные части конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта или элементов беспилотной авиационной системы (за исключением беспилотного воздушного судна), работоспособность которых влияет на возможность выполнения полетов гражданских воздушных судов.
Компоненты III класса (комплектующие изделия категории А) - вспомогательный двигатель, составная часть (блок, модуль, сборочная единица, деталь), предназначенная для применения в составе гражданского воздушного судна, компонентов I или II класса, работоспособность которых влияет на возможность компонента I или II класса выполнять свои функции.
23) изменения типовых конструкций объектов, указанных в подпунктах 2, 21 и 22 настоящего пункта, а также изменения типовых конструкций пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года.
К изменениям типовых конструкций объектов, указанных в первом абзаце настоящего подпункта применяются требования к летной годности беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов или подлежащих обязательной сертификации компонентов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.";
б) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на аэродромах, вертодромах и посадочных площадках, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также наземные системы и средства радиотехнического обеспечения полетов (наблюдения, радионавигации и посадки, авиационной электросвязи, автоматизированного управления воздушным движением, визуального наблюдения).";
в) дополнить пункт 1 подпунктами 4, 5 и 6 следующего содержания:
"4) авиационные материалы - материалы для изготовления объектов, указанных в подпунктах 2 и 21 настоящего пункта.
Перечень авиационных материалов, подлежащих обязательной сертификации, утверждается федеральными авиационными правилами.
5) средства измерения состояния поверхности аэродромных покрытий.
6) юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление объектов, указанных в подпунктах 2, 21, 22, 3 и (или) деятельность, указанную в подпункте 23 настоящего пункта.";
г) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Категории объектов, подлежащих обязательной сертификации, и их классификация устанавливаются в федеральных авиационных правилах.";
д) в пункте 3:
слова "разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники," исключить;
после слов "обеспечение авиационной безопасности," дополнить словами "иностранные юридические лица или их представительства, осуществляющие техническое обслуживание воздушных судов в соответствии с международными договорами Российской Федерации,";
после слов "авиационные работы," дополнить словами "заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями,";
после слов "индивидуальных предпринимателей," дополнить словами "иностранных юридических лиц или их представительств,";
е) пункт 4 признать утратившим силу;
3) дополнить статьей 82 следующего содержания:
"Статья 82. Сертификационные центры, испытательные лаборатории
Сертификационные центры, испытательные лаборатории, принимающие участие в сертификации объектов, установленных подпунктами 2, 21, 22, 23, 3 статьи 8 настоящего Кодекса, подлежат аккредитации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, утверждает требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям; порядок аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий; требования к реестру аккредитованных сертификационных центров, испытательных лабораторий и порядок ведения такого реестра.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта осуществляет организацию и проведение обязательной сертификации, проводит аккредитацию сертификационных центров, испытательных лабораторий, утверждает перечень областей аккредитации, сертификационных центров, испытательных лабораторий, ведет реестр аккредитованных сертификационных центров, испытательных лабораторий и осуществляет контроль за деятельностью аккредитованных сертификационных центров, испытательных лабораторий.";
4) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Приостановление действия, введение ограничений, аннулирование сертификатов, свидетельств и документов, подтверждающих соответствие
1. Действие сертификатов, свидетельств и документов, подтверждающих соответствие, может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
2. Сертификаты, свидетельства и документы, подтверждающие соответствие, могут быть аннулированы органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";
5) подпункт 2 пункта 2 статьи 13 дополнить словами ", поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море";
6) в статье 14:
а) в пункте 2 слова "уполномоченным органом в области использования воздушного пространства" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Организация воздушного движения, организация планирования и координирования использования воздушного пространства, порядок сообщения об использовании воздушного пространства устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
7) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Структура воздушного пространства
Элементы структуры воздушного пространства и порядок их установления определяются федеральными правилами использования воздушного пространства.
Порядок разработки и представления предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
8) статью 16 дополнить абзацем следующего содержания:
"Регистрация нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами Единой системы в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
9) статью 17 дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений определяется инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
10) в пункте 3 статьи 21 слово "для" заменить словами "в целях";
11) статью 241 изложить в следующей редакции:
"Статья 241. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов и упрощение формальностей при международных воздушных перевозках
1. Безопасность полетов в гражданской авиации - состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов в целях коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
Приемлемый уровень безопасности полетов в гражданской авиации устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
3. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов и упрощение формальностей при международных воздушных перевозках осуществляется в соответствии с программой по безопасности полетов в гражданской авиации, программой по упрощению формальностей при международных воздушных перевозках, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Программа по безопасности полетов в гражданской авиации - документ, содержащий комплекс мер, нацеленный на повышение уровня безопасности полетов, и определяющий государственную политику, цели и ресурсы для обеспечения безопасности полетов, а также систему управления рисками, обеспечения и популяризации вопросов безопасности полетов на государственном уровне.
Программа по упрощению формальностей при международных воздушных перевозках - документ, содержащий комплекс мер, определяющий государственную политику в сфере упрощения формальностей (идентификация пассажиров, организация пограничного и фито-санитарного контроля), связанных с пересечением государственной границы Российской Федерации, выполняющийся в отношении воздушных судов, занятых в международных перевозках, а также их пассажиров, экипажей и груза при условии соблюдения соответствующего международного и национального законодательства.
4. В рамках обеспечения реализации программы по безопасности полетов в гражданской авиации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами, осуществляющими разработку и изготовление объектов, указанных в подпунктах 2, 21 и 22 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющими определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторами аэродромов гражданской авиации.
5. В целях управления безопасностью полетов воздушных судов на государственном уровне федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор, регистрацию и анализ данных о факторах опасности и связанных с ними рисках для безопасности полетов, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.";
12) в статье 32:
а) в пункте 2 число "3100" заменить числом "3175";
б) в пункте 3 число "495" заменить числом "650";
13) дополнить статьей 351 следующего содержания:
"Статья 351. Требования к авиационным материалам. Процедуры сертификации авиационных материалов
Требования к авиационным материалам и процедуры сертификации авиационных материалов устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
14) дополнить статьей 352 следующего содержания:
"Статья 352. Требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление объектов, указанных в подпунктах 2, 21, 22, 3 и (или) деятельность, указанную в подпункте 23 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса
Требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление объектов, указанных в подпунктах 2, 21, 22, 3 и (или) деятельность, указанную в подпункте 23 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
15) статью 36 изложить в следующей редакции:
"Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
1. Допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности:
1) пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.
2) беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.
Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, в том числе выданного Европейским Агентством по безопасности полетов (EASA) или Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) в случае получения сертификата летной годности на самолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, а также на вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3175 килограммов, произведенным за пределами Российской Федерации, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные до 1 января 2021 года уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства-разработчика модификации типовой конструкции гражданского воздушного судна, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, для осуществления коммерческих воздушных перевозок пассажиров не допускается.
Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
2. Сертификат летной годности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Порядок подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, а также форма сертификата летной годности устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
5. Процедуры оценки экземпляров гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, оборудований управления и контроля беспилотной авиационной системы на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации и выдачи акта оценки гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, оборудований управления и контроля беспилотной авиационной системы на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
6. Авиационный двигатель, воздушный винт, беспилотная авиационная система и (или) ее элемент, подлежащий обязательной сертификации компонент, конструкция которых признана в качестве типовой, в процессе серийного производства проходят в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, испытания и проверки, завершающиеся выдачей беспилотной авиационной системе или ее элементу, авиационному двигателю или воздушному винту, подлежащему обязательной сертификации компоненту эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики беспилотной авиационной системы и ее элемента, авиационного двигателя, воздушного винта, подлежащего обязательной сертификации компонента соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.
7. В условиях, когда состояние или ресурс/срок службы компонентов с учетом применения любых действующих мер, предусмотренных эксплуатационной документаций, не позволяют выполнить полет с соблюдением требований эксплуатационной документации и/или федеральных авиационных правил, но позволяют выполнить с принятием дополнительных мер безопасный полет к месту базирования, хранения, проведения технического обслуживания и ремонта без права перевозки пассажиров и грузов (разовый полет), допуск гражданского воздушного судна к полету осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
16) статью 37 изложить в следующей редакции:
"Статья 37. Сертификация пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и ее элементов, подлежащих обязательной сертификации компонентов
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации устанавливает формы документов, удостоверяющих типовые конструкции гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и ее элементов, подлежащих обязательной сертификации компонентов, их изменений типовой конструкции в федеральных авиационных правилах, устанавливающих порядок обязательной сертификации.
Обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и ее элементов завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданское воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт, беспилотная авиационная система и ее элементы соответствует требованиям сертификационного базиса гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и ее элементов, и конструкция гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и ее элементов признана в качестве типовой.
Обязательная сертификация комплектующих изделий категории А завершается выдачей свидетельства о годности комплектующего изделия, если в ходе проведения сертификации установлено, что комплектующее изделие категории А соответствует требованиям сертификационного базиса комплектующего изделия и конструкция комплектующего изделия категории А признана в качестве типовой.
Обязательная сертификация изменений типовой конструкции гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и ее элементов, существенно влияющих на их летную годность, завершается выдачей юридическому лицу, осуществляющему разработку такого изменения одобрения главного изменения или дополнительного сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданское воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт, беспилотная авиационная система и ее элементы с внесенным изменением типовой конструкции соответствуют требованиям сертификационного базиса и конструкция гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и ее элементов с внесенным изменением типовой конструкции признана в качестве типовой.
Одобрение главного изменения выдается юридическому лицу, осуществляющему разработку гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и ее элементов.
Дополнительный сертификат типа выдается юридическому лицу, осуществляющему разработку изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и ее элементов, если он не является юридическим лицом, осуществляющим разработку гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и ее элементов.
Сертификационный базис - совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
Сертификационный базис разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта на основании требований к летной годности и к охране окружающей среды, применимых к конкретному типу беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
Порядок разработки и утверждения сертификационного базиса устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
2. Сертификат типа, одобрение главного изменения, дополнительный сертификат типа, свидетельство о годности комплектующего изделия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
3. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса типовых конструкций беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика соответственно беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо разработчика изменений их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждых серийно производимой беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта типовой конструкции возлагается на его изготовителя.
4. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации.
5. Контроль за исполнением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
6. Требования к оснащению воздушных судов, выполняемых полеты в целях коммерческих воздушных перевозок, техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в той мере, в которой это допускается конструкцией воздушного судна, и сроки такого оснащения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.";
17) в статье 371:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, установленных федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна используемого в целях авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна используемого в целях авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.".
б) пункт 2 признать утратившим силу;
в) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"Эксплуатанты обязаны предоставлять информацию о техническом состоянии гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, об особенностях их эксплуатации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, а также разработчику гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов. Состав и порядок предоставления указанной информации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
18) пункт 3 статьи 40:
после слова "аэровокзал" дополнить словом "(терминал(ы)";
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Терминал - совокупность объектов инфраструктуры воздушного транспорта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с багажом, почтой и грузами, в том числе для их погрузки (выгрузки) и хранения, и (или) обслуживания пассажиров.";
19) пункт 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"1. Аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением:
для аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов, - сертификата аэродрома;
для аэродрома гражданской авиации, предназначенного для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью двадцать человек или менее, вертодрома гражданской авиации, не открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов, - документа, подтверждающего соответствие аэродрома гражданской авиации, предназначенного для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью двадцать человек или менее, вертодрома гражданской авиации, не открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса.";
20) в статье 42 слова "определяется федеральными авиационными правилами" заменить словами "утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта";
21) дополнить статьей 421 следующего содержания:
"Статья 421. Обязательная сертификация светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах, вертодромах и посадочных площадках, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов
1. Обязательная сертификация светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах, вертодромах и посадочных площадках, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов, производится в отношении типовой конструкции разработанного и планируемого к серийному производству оборудования с выдачей сертификата типа, а также в отношении единичного экземпляра (партии) оборудования, серийное производство которого не осуществляется и не планируется, с выдачей сертификата единичного экземпляра (партии) оборудования.
2. Сертификат типа или сертификат единичного экземпляра (партии) светосигнального, метеорологического оборудования, наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов выдается при установлении соответствия предъявленного на сертификацию оборудования сертификационному базису светосигнального, метеорологического оборудования, оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.
3. Сертификационный базис светосигнального, метеорологического оборудования, оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи - совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации светосигнального, метеорологического оборудования и наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов, а также для обеспечения охраны окружающей среды от вредного воздействия такого оборудования.
4. Сертификационный базис светосигнального, метеорологического оборудования, оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи формируется на основе стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, других международных стандартов, федеральных авиационных правил, национальных стандартов Российской Федерации, определяющих технические и эксплуатационные требования к светосигнальному, метеорологическому оборудованию и наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов.
5. Порядок формирования и утверждения сертификационного базиса светосигнального, метеорологического оборудования, оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи определяется федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок проведения обязательной сертификации светосигнального оборудования, наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и метеорологического оборудования, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях.
6. Соответствие типовой конструкции светосигнального, метеорологического оборудования и наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов сертификационному базису светосигнального, метеорологического оборудования, наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов обеспечивает разработчик оборудования либо разработчик изменения типовой конструкции оборудования.
7. Соответствие каждого экземпляра серийно производимого светосигнального, метеорологического оборудования и наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов сертифицированной типовой конструкции обеспечивает изготовитель такого оборудования.
8. Соответствие единичного экземпляра (партии) светосигнального, метеорологического оборудования и наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов обеспечивает лицо, получившее сертификат единичного экземпляра (партии) оборудования.";
22) в статье 44:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации или аэродром экспериментальной авиации,на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации или аэродрома экспериментальной авиации принимает уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов, государственных воздушных судов и (или) воздушных судов экспериментальной авиации, а также аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к аэродромам гражданской авиации.
Аэродромы совместного базирования и совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности.
Деятельность в границах секторов гражданской, государственной и экспериментальной авиации осуществляется соответственно с законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации.";
23) статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов
1. Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромам, открытым для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов, аэродромам гражданской авиации, предназначенным для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью двадцать человек или менее, вертодромам гражданской авиации, не открытым для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Форма сертификата и порядок проведения сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение реестра сертификатов возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
Форма и порядок оформления документа, подтверждающего соответствие аэродрома гражданской авиации, предназначенного для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью двадцать человек или менее, вертодрома гражданской авиации, не открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов требованиям, установленным в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение реестра документов, подтверждающих соответствие аэродрома гражданской авиации, предназначенного для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью двадцать человек или менее, вертодрома гражданской авиации, не открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов требованиям, установленным в соответствии с абзацем первым настоящего пункта возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
При несоответствии аэродромов и вертодромов требованиям федеральных авиационных правил допускается временное принятие альтернативных компенсирующих действий - эквивалентных мер.
Эквивалентные меры - меры, направленные на достижение состояния безопасности авиационной деятельности, достигаемого при соблюдении требований федеральных авиационных правил.
Эквивалентные меры, сроки установления эквивалентных мер (не превышающие 1 год), порядок согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, эквивалентных мер, процедура оформления эквивалентных мер, критерии принятия эквивалентных мер устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов посадочным площадкам, а также к посадочным площадкам, используемым в целях общего назначения, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Эксплуатация аэродрома, вертодрома, посадочной площадки - деятельность, направленная на обеспечение возможности взлета, посадки, руления или стоянки гражданских воздушных судов.
Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Перечень работ, направленных на обеспечение возможности взлета, посадки, руления или стоянки гражданских воздушных судов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.
2. Правила эксплуатации, организации работы и обслуживания спецавтотранспорта (спецмашин), требования к подготовке, стажировке, аттестации, наличию прав на управление спецавтотранспортом (спецмашинами), медицинскому контролю и медицинскому осмотру сотрудников аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, осуществляющих управление спецавтотранспортом (спецмашинами) устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Спецавтотранспорт (спецмашины) - специальная аэропортовая техника, предназначенная для коммерческого и технического обслуживания гражданских воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов.
3. Требования, предъявляемые к эксплуатации светосигнального и электрического оборудования аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
4. Организация и обеспечение перемещения потерпевшего бедствие и/или потерявшего способность двигаться воздушного судна определяется федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Воздушное судно считается потерявшим способность двигаться в случаях наличия повреждений конструкции, не предусмотренных эксплуатационной документацией и отсутствия технической возможности передвигаться без причинения вреда самому воздушному судну, либо другим объектам.
Удостоверение факта потери воздушным судном способности двигаться осуществляется эксплуатантом либо владельцем воздушного судна, в случае отсутствия сертификации эксплуатанта. Такое удостоверение осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Ответственность за организацию и обеспечение перемещения потерпевшего бедствие и/или потерявшего способность двигаться воздушного судна возлагается на эксплуатанта либо владельца воздушного судна, в случае отсутствия сертификации эксплуатанта.
5. Правила борьбы с опасностью, создаваемой животным миром на аэродромах устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.";
24) дополнить статьей 481 следующего содержания:
"Статья 481. Требования и процедуры сертификации средств изменения состояния поверхности аэродромных покрытий
Требования и процедуры сертификации средств изменения состояния поверхности аэродромных покрытий устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
25) пункт 4 статьи 61 изложить в следующей редакции:
"4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование сверхлегкого, легкого гражданского воздушного судна в целях авиации общего назначения, либо беспилотного гражданского воздушного судна, не предназначенного для осуществления за плату воздушных перевозок грузов, почты и (или) выполнения авиационных работ, не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.";
26) в статье 67:
а) пункт 1 после слов "следующая документация" дополнить словами "(для беспилотного воздушного судна и сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее - допускается нахождение в электронном виде)";
б) в подпункте 3 пункта 1 слова "уполномоченным органом в области гражданской авиации" заменить словами "федеральными авиационными правилами";
27) пункты 1 и 2 статьи 69 изложить в следующей редакции:
"1. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перечни видов обеспечения полетов воздушных судов и порядок их осуществления устанавливаются для гражданской авиации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, для государственной авиации федеральным органом исполнительной власти в области обороны, для экспериментальной авиации федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности.
2. Правила и условия аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, порядок разработки и правила предоставления аэронавигационной информации, а также порядок разработки схем маневрирования гражданских воздушных судов для аэродромов (вертодромов) Российской Федерации устанавливаются федеральными авиационными правилами.";
28) в статье 72 слова "взлетно-посадочных" заменить словом "посадочных";
29) в статье 73 после слов "Демонстрационный полет воздушного судна" дополнить словами "- полет с целью показа возможностей воздушного судна, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад),";
30) статью 75 признать утратившей силу;
31) в статье 77 слова "уполномоченным органом в области использования воздушного пространства" исключить;
32) статью 78 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. С целью оценки соответствия технических и тактических характеристик наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и систем светосигнального оборудования аэродромов сертификационным требованиям и требованиям эксплуатационной документации, а также их пригодности для обеспечения полетов воздушных судов проводятся летные проверки данных систем и средств с использованием воздушных судов - лабораторий или специально выделенных воздушных судов.
Порядок выполнения летных проверок наземных систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и систем светосигнального оборудования аэродромов устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми для гражданской авиации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, для государственной авиации федеральным органом исполнительной власти в области обороны, для экспериментальной авиации федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности.";
33) в пункте 1 статьи 85 слова "оператором аэропорта," исключить;
34) пункт 4 статьи 88 дополнить предложением следующего содержания:
"Перечень поисковых и аварийно-спасательных средств устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.";
35) в статье 93:
а) в пункте 1 слова "уполномоченный орган в области использования воздушного пространства" исключить;
б) в пункте 2 слова "и уполномоченный орган в области использования воздушного пространства" исключить;
36) в статье 1061:
а) в пункте 4 слова "Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров," заменить словами "Оператор аэродрома";
б) в пункте 7 слова "оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров," заменить словами "оператором аэродрома";
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до 1 марта 2029 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.