Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении измененийв перечень документов, представляемых субъектамивоенно-технического сотрудничества в федеральные органы исполнительной власти при согласовании проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 135"
(подготовлен ФСВТС России 15.12.2021 г.)
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень документов, представляемых субъектами военно-технического сотрудничества в федеральные органы исполнительной власти при согласовании проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 135" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от _____ 2021 г. N ___ "О внесении изменений в положения, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Указ).
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в перечень документов, представляемых субъектами военно-технического сотрудничества в федеральные орган исполнительной власти при согласовании проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 135 (далее - Перечень), в целях его приведения в соответствие с Указом.
1. В настоящее время согласно пункту 2 Перечня в федеральный орган исполнительной власти (далее - ФОИВ) представляется проект пояснительной записки. В действительности представляется сама пояснительная записка. В связи с этим предлагается исключить слово "проект".
2. Пунктом 3 Перечня предусматривается представление выписки из международного договора Российской Федерации, а также копии обращения иностранного заказчика.
В международном договоре могут содержаться положения, касающиеся заинтересованности инозаказчика в поставке продукции военного назначения (далее - ПВН), что исключает необходимость дублирования заинтересованности инозаказчика в форме обращения, либо международного договора может не быть. В этой связи слова "а также" заменены словами "и (или)". Кроме того, по результатам проработки обращения иностранного заказчика первоначальная номенклатура ПВН и количество может уточняться, что находит свое отражение в подписываемых контрактах. В этой связи в целях исключения необходимости представления иностранными заказчиками повторного уточненного обращения предлагается считать контракт, подписанный по результатам проработки иностранного заказчика, также основанием для принятия решения о вывозе ПВН
3. Пункт 6 Перечня приводится в соответствие с нормами Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062, а именно пунктами 2.1 и 2.2 Положения о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, и о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по российским лицензиям (далее - Положение о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков).
4. Пунктом 7 Перечня предусмотрено представление субъектом военно-технического сотрудничества (далее - ВТС) заверенной нотариусом или правомочным государственным органом копии учредительных документов организаций - разработчиков и производителей ПВН, участвующих в выполнении контракта на ее поставку.
При этом пунктом 6 предусмотрено представление копии решения об определении организаций - разработчиков и производителей ПВН, которые будут участвовать в выполнении контрактов на поставку ПВН. При подготовке этих решений соответствующими уполномоченными органами и организациями проводится комплексная оценка возможности организации - разработчика и производителя ПВН выполнить обязательства по внешнеторговому контракту, в том числе проверяется наличие соответствующих лицензий.
В этой связи предлагается исключить необходимость представления копии учредительных документов организаций, как излишних.
5. С учетом сложившейся правоприменительной практики в случае поставки ПВН из наличия федерального органа исполнительной власти по фактическому техническому состоянию имеется необходимость представления субъектом ВТС заключения соответствующего ФОИВ о возможности поставки такой продукции с текущими тактико-техническими характеристиками и комплектацией, а также о том, что продукция изготовлялась ранее и является аналогом ПВН, включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, или ее аналоги отсутствуют.
Соответствующие предложения отражены в пункте 9 Перечня путем дополнения его новыми абзацами.
6. Для принятия решений в соответствии с требованиями пунктов 11 - 13 Перечня субъекты ВТС представляют документы, подтверждающие:
право осуществления иностранным заказчиком внешнеторговой деятельности в отношении ПВН;
регистрацию иностранного заказчика в иностранном государстве в соответствии с национальным законодательством;
полномочия иностранного заказчика действовать в интересах конечного пользователя поставляемой ПВН.
Для оформления лицензии на вывоз ПВН в соответствии с требованиями Указа необходимо наличие этих же документов.
В целях исключения дублирования представления документов на этапах принятия решений и выдачи лицензий, повышения оперативности принятия таких решений, а также учитывая тот факт, что в решениях иностранный заказчик не упоминается, проектом постановления предлагается исключить необходимость представления указанных документов на этапе принятия решений.
7. В соответствии с пунктом 16 Перечня при согласовании проектов решений о поставках ПВН требуется представление копии согласованного с Минобороны России заключения организации - разработчика (производителя) ПВН по вопросу наличия (отсутствия) в этой продукции сведений, составляющих государственную тайну.
При осуществлении поставок ПВН из наличия Минобороны России или других ФОИВ по фактическому техническому состоянию привлечение предприятий промышленности для оформления указанного заключения нецелесообразно, поскольку предприятия в такой поставке участия не принимают либо это не представляется возможным, так как образец снят с производства или производился вне пределов Российской Федерации, паспорт экспортного облика не оформлялся.
В этой связи проектом постановления предусматривается возможность представления при поставках ПВН из наличия копий аналогичных документов, подготовленных ФОИВ.
8. В соответствии с абзацем первым примечания 1 к Перечню для принятия решений о поставках ПВН представляются завизированные руководителями (заместителями руководителей) заинтересованных ФОИВ проекты решений.
Вместе с тем для установления факта согласования ФОИВ проекта решения без замечаний либо при условии учета замечаний необходимо представление сопроводительного письма ФОИВ, согласовавшего проект решения. Предлагается внести соответствующее изменение.
В части перечисления документов, необходимых для принятия решений, в примечании 1 к Перечню предлагается добавить ссылку на пункт 1 Перечня (проект распоряжения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или ФСВТС России).
Также проектом постановления в примечании 1 к Перечню уточняется список документов, представляемых при согласовании решения о поставке ПВН, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (без передачи самих сведений), а также оказании услуг по обеспечению запуска иностранных космических аппаратов военного назначения в интересах иностранных государств.
Это, в свою очередь, даст более точное понимание того, какой перечень документов необходимо подготовить в конкретной ситуации.
9. В примечании 5 к Перечню указаны ФОИВ, которым представляются на согласование проекты решений о подготовке к поставке продукции военного назначения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
При этом вопросы согласования проектов решений с ФОИВ отражены в Положении о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков. В этой связи вышеназванные требования включены в пункт 8.3 соответствующего Положения Указа, а другие положения примечания 5 к Перечню включены в новые пункты 20 и 21 Перечня.
Положения проекта постановления не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
С учетом сложившейся практики вступления нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества в силу сроком вступления в силу постановления предлагается определить день его подписания.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных форм оценки и экспертизы.
Реализация постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения объема полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.