Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен Минфином России 20.12.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 1 декабря 2021 г.N ММ-П13-17354.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 320-ФЗ) введен механизм, предусматривающий возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, из двух источников: за счет бюджетных средств и за счет средств страховых организаций путем выплаты страхового возмещения по договорам страхования жилых помещений, заключенных в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее - программа).
Основными целями реализации Закона N 320-ФЗ являются:
- предоставление гражданам возможности использовать механизм полноценной страховой защиты своих имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) или повреждения принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, стоимость которого значительно ниже, чем стоимость коммерческого страхования жилых помещений;
- повышение страховой культуры граждан, в частности, их ответственности за принадлежащее им имущество.
Статья 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), введенная Законом N 320-ФЗ, устанавливает право субъектов Российской Федерации разрабатывать, утверждать и реализовывать программы и определяет три источника для возмещения гражданам ущерба, причиненного принадлежащим им на праве собственности застрахованным жилым помещениям: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и средства страховых организаций (в пределах объема обязательств по договорам добровольного страхования, заключенным в рамках программ).
На сегодняшний день программа не утверждена ни в одном субъекте Российской Федерации. Основным обстоятельством, препятствующим разработке и утверждению программ, согласно информации, представленной органами исполнительной власти 80 % субъектов Российской Федерации, является отсутствие источника финансирования дополнительных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением из средств бюджета субъекта Российской Федерации ущерба, причиненного жилым помещениям, застрахованным в рамках программ. По мнению субъектов Российской Федерации, таким источником могли бы являться средства федерального бюджета.
Принятие решения о целесообразности софинансирования из федерального бюджета указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации возможно в отношении каждого конкретного субъекта Российской Федерации с учетом факторов природного и социально-экономического характера при наличии соответствующего финансово-экономического обоснования.
В целях стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать, утверждать и реализовывать программы законопроект устанавливает обязанность руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности, утвержденные программы либо сообщать о принятом решении об отказе от разработки программ с представлением обоснования (в том числе финансово-экономического) принятия такого решения.
Принятие законопроекта обеспечит повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать программы, что позволит реализовать введенный Законом N 68-ФЗ механизм защиты имущественных интересов граждан, связанных с утратой (гибелью) или повреждением жилого помещения, более доступный, чем коммерческое страхование жилого помещения.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.