Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 22.12.2021 г.)
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в случае причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
Аналогичное положение предусмотрено частью 5 статьи 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон о Следственном комитете) для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Соответствующие компенсации предусматриваются также и для нетрудоспособных членов семьи прокурора или сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, находившихся на его иждивении,в случае его гибели (смерти) в указанной ситуации.
Между тем в Законе о прокуратуре и Законе о Следственном комитете отсутствуют положения, устанавливающие порядок, условия и размеры индексации указанных ежемесячных компенсационных выплат, то есть их увеличение, обусловленное ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, применительно к указанной категории федеральных государственных служащих, законодательно не урегулировано.
При этом следует указать, что в системе действующего правового регулирования создан и применяется специальный публично-правовой механизм возмещения вреда посредством индексации производимых выплат, направленный на восполнение понесенных материальных потерь в ситуации причинения лицам увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Так, частью 7 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (далее - Закон о полиции) предусмотрен перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации (выплачиваемой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции) с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отсутствие аналогичного механизма возмещения вреда прокурорам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации ставит граждан, уволенных со службы в органах прокуратуры, и граждан, уволенных со службы в Следственном комитете Российской Федерации,в неравные условия по сравнению с лицами, уволенными со службы в полиции, в случае установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в соответствующем федеральном органе власти.
Таким образом, проект федерального закона направлен на обеспечение соблюдения принципа единства правовых и организационных основ государственной службы в рамках реализации прав граждан, замещавших должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах.
Ввиду того, что для статьи 36 Закона о Следственном комитете принципиальным является определение понятия "исполнение служебных обязанностей", рассматриваемое законодателем в качестве одного из условий признания сотрудника Следственного комитета Российской Федерации застрахованным и последующего производства ему страховых и компенсационных выплат, а также в целях применения равного объема мер социального обеспечения к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах, часть 10 указанной статьи предлагается дополнить нормой, корреспондирующей требованиям статьи 10 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном государственном страховании).
Статья 10 Закона об обязательном государственном страховании закрепляет на законодательном уровне механизм защиты интересов участников отношений по обязательному государственному страхованию, создавая условия для исключения потенциально возможных злоупотреблений с их стороны, посредством определения перечня оснований, освобождающих страховщика от выплаты страховой суммы.
При этом необходимо учесть, что при формировании названного перечня законодатель исходил из общего принципа освобождения страховщика от исполнения соответствующей обязанности, в силу которого такое освобождение считается оправданным, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (статья 963 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К основаниям, освобождающим страховщика от выплаты страховой суммы, статьей 10 Закона об обязательном государственном страховании отнесено в том числе нахождение страхового случая в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.
Использование в статье 10 Закона об обязательном государственном страховании указанной конструкции обеспечивает возможность объективной оценки всех обстоятельств произошедшего.
Таким образом, конкретизация положений части 10 статьи 36 Закона о Следственном комитете в случае дополнения формулировкой, тождественной по смыслу нормам статьи 10 Закона об обязательном государственном страховании, позволит исключить неоднозначность ее толкования и, как следствие, формирование противоречивой правоприменительной практики, а также защитить интересы сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Кроме того, действующим законодательством (части 6 и 8 статьи 43 Закона о полиции) предусмотрен механизм последующего взыскания выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц. Однако применительно к прокурорам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации данный механизм не применяется.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается пункт 5 статьи 45 Закона о прокуратуре и части 5 и 6 статьи 36 Закона о Следственном комитете дополнить соответствующими положениями.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона содержит вопросы, входящие в основное мероприятие 1.16 "Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, гражданам в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву, получившим увечье или иное повреждение здоровья, а также членам их семей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", и не воспрепятствует достижению цели подпрограммы 1 "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.