Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 23.12.2021 г.)
Системно значимые инфраструктурные организации имеют особое значение в функционировании финансового рынка. Одну из ключевых ролей при этом играет центральный депозитарий, осуществляющий депозитарную деятельность и деятельность расчетного депозитария. Принимая во внимание специфику его деятельности как инфраструктурного института, важно отметить, что осуществление центральными депозитариями своих функций сопряжено с многочисленными рисками, реализация которых, учитывая значение и статус этого института, может способствовать дестабилизации финансовой системы.
Вместе с тем риски, связанные с деятельностью центрального депозитария как инфраструктурной организации, в настоящее время регулируются с акцентом на банковское регулирование, которое полностью учитывает специфику деятельности кредитных организаций, но не охватывает всех аспектов деятельности центрального депозитария.
Указанные обстоятельства явились предпосылками для разработки регуляторных изменений, направленных на модернизацию механизмов управления рисками центрального депозитария и на совершенствование действующих контрольно-надзорных механизмов.
В связи с вышеизложенным законопроект предусматривает внесение следующих изменений в действующее законодательство.
1. Нормативы, установленные банковским регулированием, не позволяют в полной мере ограничить риски, связанные с деятельностью центрального депозитария как инфраструктурной организации, в частности норматив достаточности собственных средств (капитала). В этой связи предлагается скорректировать указанный норматив с учетом ряда операционных и кастодиальных рисков центрального депозитария.
Также предлагается ввести норматив мгновенной ликвидности (Н2 ЦД), в целях минимизации рисков, принимаемых на себя центральным депозитарием при осуществлении расчетов день в день.
Помимо этого, законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) уточнение о том, какие из предусмотренных статьей 62 Закона о Банке России нормативов центральный депозитарий не обязан выполнять.
2. Предлагается установить для центрального депозитария обязанность разрабатывать и представлять в Банк России план обеспечения непрерывности деятельности центрального депозитария и план восстановления финансовой устойчивости центрального депозитария, а также информировать Банк России о наступлении событий, послуживших основанием для реализации названных планов. Одновременно с этим, планируется предусмотреть полномочие Банка России по оценке указанных планов и по разработке плана действий в случае низкой эффективности мероприятий, предусмотренных планом восстановления финансовой устойчивости.
Предложенные меры направлены на приведение действующего регулирования в соответствие с международными стандартами, а также должны способствовать совершенствованию надзорных механизмов в части предупреждения рисков, связанных с операционной устойчивостью и финансовым состоянием центрального депозитария.
3. В настоящее время Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в кредитные организации, в том числе в кредитную организацию, которой присвоен статус центрального депозитария, только при наличии оснований, предусмотренных статьей 76 Закона о Банке России.
Вместе с тем, принимая во внимание особую роль центрального депозитария как системно значимой инфраструктурной организации на финансовом рынке и его влияние на учетные институты, действующий подход представляется не вполне приемлемым для обеспечения контрольно-надзорного процесса.
В этой связи законопроектом предлагается наделить Банк России полномочием по назначению в центральный депозитарий уполномоченного представителя Банка России в соответствии с профильным регулированием вне зависимости от наличия оснований, предусмотренных банковским законодательством.
Также в целях оперативного получения информации предлагается наделить уполномоченного представителя правом получать информацию и документы о деятельности центрального депозитария, а также об управлении активами и пассивами (требованиями и обязательствами) центрального депозитария.
4. В процессе осуществления своей деятельности центральный депозитарий может взаимодействовать с иными инфраструктурными организациями, а также различными провайдерами услуг и аутсорсинговыми компаниями.
Вместе с тем привлечение центральным депозитарием аутсорсинговых организаций к выполнению отдельных функций может быть сопряжено с некоторыми рисками, в частности: операционная устойчивость аутсорсинговых компаний, защита конфиденциальности полученной информации, риски, связанные с монопольным положением провайдера услуг. Следует отметить, что действующее регулирование не предусматривает каких-либо механизмов по ограничению таких рисков.
В этой связи в целях минимизации вышеуказанного риска законопроектом предлагается предоставить Банку России право определить функции, для выполнения которых центральный депозитарий вправе привлекать только аутсорсинговые организации, соответствующие установленным Банком России требованиям, а также право установить порядок выполнения и прекращения выполнения указанных функций.
Следует отметить, что законопроектом предусмотрено положение, в соответствии с которым центральный депозитарий не вправе привлекать иные лица для выполнения функций, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии", а также функций, передача которых не допускается в соответствии с федеральными законами.
5. Действующее регулирование предусматривает обязанность центрального депозитария проводить операционный аудит в соответствии с международными стандартами по системам контроля сервисных организаций.
Вместе с тем указанная выше формулировка существенно ограничивает спектр допустимых международных стандартов. В результате надзорная практика показала, что проведение операционного аудита в соответствии с подобного рода международными стандартами может приводить к получению регулятором неполных сведений и, как следствие, к возникновению необходимости проведения дополнительных надзорных мероприятий.
Принимая во внимание тот факт, что требования в области операционного аудита являются ключевым механизмом снижения операционного риска центрального депозитария, законопроектом предлагается установить обязанность центрального депозитария проводить операционный аудит в соответствии с требованиями, предусмотренными Банком России. Одновременно, предлагается установить полномочие Банка России определять в нормативном акте требования к операционному аудиту, проводимому в центральном депозитарии, в котором в том числе могут быть установлены (отражены) необходимые международные стандарты.
Реализация предложенных изменений потребует переработки действующего подзаконного регулирования и разработки новых нормативных актов Банка России, а также осуществления центральным депозитарием корректировки своих бизнес-процессов.
В этой связи полагаем целесообразным в переходных положениях установить отложенный срок вступления в силу проектируемых изменений - 1 год с момента опубликования закона, а также предусмотреть срок для приведения деятельности центрального депозитария в соответствие с новыми требованиями, равный 1 году с момента вступления закона в силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.