Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(подготовлен Минпросвещения России 30.12.2021 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), повышения гарантий реализации прав обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на образование.
Принятие законопроекта позволит систематизировать действующие нормы, касающиеся организации образования обучающихся указанных категорий, исключив несоответствия в нормах Федерального закона N 273-ФЗ.
Так, законопроект приводит в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, заключенной в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. и ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), а также по этическим соображениям наименования отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ("обучающиеся с умственной отсталостью", "обучающиеся со сложными дефектами"). Также законопроект конкретизирует понятие "обучающийся, нуждающийся в длительном лечении".
Действующая редакция Федерального закона N 273-ФЗ поименовывает категорию обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, но не раскрывает ее определения.
Законопроект конкретизирует характеристику нуждаемости в длительном лечении, а также определяет перечень документов, являющихся основанием для организации образования в медицинской организации.
Действующая редакция Федерального закона N 273-ФЗ регламентирует предоставление обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Законопроектом предлагается ввести механизм унификации предоставления такой помощи за счет установления порядка ее оказания, а также порядка деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья действующая редакция Федерального закона N 273-ФЗ регламентирует создание специальных условий, поименованных в статье 79.
При этом федеральное законодательство гарантирует право на качественное доступное, с учетом особых образовательных потребностей, образование граждан Российской Федерации вне зависимости от возраста обучающегося.
Таким образом, действующая редакция части 5 статьи 42 Федерального закона N 273-ФЗ противоречит нормам статей 5, 79 указанного федерального закона.
Законопроектом предлагается исключить существующее противоречие, обеспечив возможность прохождения обследования на психолого-медико-педагогической комиссии всем, кому необходимо создание специальных условий.
Законопроект предлагает следующие уточнения статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ:
организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а не в адаптированной образовательной программе;
наименования в перечне специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья тьютора.
Действующая редакция Федерального закона N 273-ФЗ не содержит в поименовании перечня специальных условий организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья тьюторского сопровождения. Вместе с тем подзаконные акты - порядки организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентируют введение в штатное расписание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, вводятся штатные единицы, в том числе тьютора.
С целью приведения терминологии Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствие с положениями принимаемого проекта федерального закона законопроектом вносятся в статью 19 указанного федерального закона соответствующие изменения.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, положения о соответствующих видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, разрешительной деятельности.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Министр просвещения Российской Федерации |
С.С. Кравцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.