Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 29.12.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях защиты прав застрахованных лиц в случае неправомерного перевода средств пенсионных накоплений.
Как правило, при неправомерном переводе средств пенсионных накоплений потребитель финансовых услуг не подписывает договоров об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, в который неправомерно переводятся накопления, что и является основанием для требований потребителя о возврате денежных средств. Как следствие, данный договор должен рассматриваться в качестве незаключенного.
В целях обеспечения единообразного подхода к правовой квалификации случаев неправомерного перевода накоплений потребителя в негосударственный пенсионный фонд, когда договор об обязательном пенсионном страховании потребителем не заключался, проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), которые направлены на наделение финансового уполномоченного дополнительными полномочиями в рамках внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан, в частности, установлено, что договор об обязательном пенсионном страховании признается незаключенным, исключаются указания на его недействительность.
Нормами проекта федерального закона предусмотрено решение финансового уполномоченного, на основании которого будет осуществляться возврат средств пенсионных накоплений к предыдущему страховщику.
Учитывая, что в настоящее время только на основании решения суда сделки признаются недействительными, судами в массовом порядке принимаются решения о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным. Судами решения выносятся по результатам почерковедческой экспертизы. При рассмотрении обращений потребителей в полномочия финансового уполномоченного также входит возможность назначить проведение экспертизы по предмету спора.
Проект федерального закона позволит снизить нагрузку на судебную систему, а гражданам - сократить сроки по восстановлению их нарушенных прав неправомерной сменой страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Вводится понятие соглашение по фактическим обстоятельствам заключения договора об обязательном пенсионном страховании, которое вправе заключить потребитель финансовых услуг и финансовая организация (негосударственный пенсионный фонд).
Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются финансовым уполномоченным в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Проектом федерального закона предусмотрено установление минимальных требований, предъявляемых к соглашению по фактическим обстоятельствам, заключаемому между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, непосредственно в Федеральном законе N 123-ФЗ.
В то же время в целях установления возможности дополнительного оперативного регулирования вопросов заключения указанного соглашения, в том числе при необходимости пресечения злоупотреблений финансовых организаций, проектом федерального закона предусмотрена возможность установления Банком России дополнительных требований к порядку заключения соглашения, его форме и (или) содержанию.
При практической реализации положений Федерального закона N 123-ФЗ возник вопрос о возможности рассмотрения финансовым уполномоченным требования о назначении негосударственной пенсии. Данное требование заявляется потребителями в связи с тем, что зачастую они не могут рассчитать размер требований к негосударственному пенсионному фонду в целях его указания при направлении обращения финансовому уполномоченному, что обусловлено отсутствием у потребителя всего набора документов и информации, необходимых для осуществления такого расчета, а также достаточных познаний в соответствующей области (так как расчет производится с учетом сложных математических формул).
В соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ должность финансового уполномоченного учреждена для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
Представляется, что требование о назначении негосударственной пенсии само по себе является имущественным требованием, поскольку имеет своей непосредственной целью получение сумм негосударственной пенсии, подлежащей выплате по договору негосударственного пенсионного обеспечения, однако не является денежным. Соответственно, такое требование может быть рассмотрено финансовым уполномоченным.
В связи с этим проектом федерального закона предусмотрены уточнения в положения статьи 15 Федерального закона N 123-ФЗ, устраняющие неопределенность относительно возможности рассмотрения финансовым уполномоченным требования потребителя финансовых услуг о назначении негосударственной пенсии.
С учетом указанных изменений вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" в части признания финансовым уполномоченным договора об обязательном пенсионном страховании незаключенным и принятия им решения о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику.
Поскольку реализация предложенных изменений потребует организационных и подготовительных мероприятий в Службе финансового уполномоченного, предлагается предусмотреть вступление в силу данных предложений не ранее 01.07.2022.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также не окажет влияния на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.