Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации" (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)"
(подготовлен Минкультуры России 30.12.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 66 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
В настоящее время вопросы развития творческих (креативных) индустрий, рассматриваемых в качестве новой модели экономического роста, движущей силой которого является творчество, включены в политическую повестку многих стран, и Российская Федерация - не исключение.
В соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, создание условий для развития творческих индустрий является одной из задач государственной культурной политики.
В Российской Федерации принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р (далее - Концепция). Среди основных проблем и барьеров развития творческих (креативных) индустрий в Концепции выделены отсутствие критериев распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики, неучет специфики развития творческих (креативных) индустрий при формировании мер государственной поддержки (малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта) для приоритетных отраслей индустриальной экономики, их раскоординированность.
Кроме того, оформление в законодательстве Российской Федерации понятий, необходимых для развития института творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, предусматривается в Концепции в качестве основы всех механизмов государственной поддержки их развития.
Специфика творческих (креативных) индустрий состоит в том, что формируемые ими культурные ценности, блага и иные товары и услуги обладают экономической ценностью преимущественно за счет использования результатов интеллектуальной деятельности.
В этой связи такие индустрии имеют двойственную природу - с одной стороны, они формируют вполне определенный сегмент национальной экономики, с другой - обеспечивают создание культурных ценностей и развитие культуры. Большое количество "креативных" продуктов музыкальной,кино- и анимационной индустрий, индустрии дизайна, архитектуры, и иных творческих индустрий даже если утрачивают свое значение для экономики, представляют ценность для сферы культуры.
Кроме того, творческие (креативные) индустрии являются важнейшим инструментом творческой самореализации граждан, а также обеспечивают связь культурного наследия и достояния с современными потребностями общества. Так, на сегодняшний день производство и распространение многих товаров и услуг не обходится без использования наследия отдельных территорий, народов, творчества авторов, и иных культурных ценностей.
Таким образом, законопроект направлен на оформление нового законодательного института творческих (креативных) индустрий с целью сохранения и развития культуры в России, а также установления специальных мер государственной и муниципальной поддержки в этой сфере.
Для этого в Основах законодательства Российской Федерации о культуре законопроектом предлагается:
закрепить новые задачи законодательства о культуре;
дополнить понятийный аппарат понятиями "творческие (креативные) индустрии", "творческое (креативное) предпринимательство", "субъекты творческого (креативного) предпринимательства" (включая критерии для отнесения к таким субъектам);
уточнить формы реализации творческой деятельности;
расширить возможности творческих работников;
установить особенности культурной политики в сфере творческих (креативных) индустрий, в том числе возможность оказания мер поддержки субъектам творческого (креативного) предпринимательства, которые соответствуют критериям, определенным законодательством о культуре.
В основе выделения указанных критериев лежит неотъемлемая характеристика деятельности субъектов в сфере креативных индустрий - творческая направленность, в результате которой обеспечивается занятость творческих работников, создание новых результатов интеллектуальной деятельности, а получаемая данными субъектами прибыль обусловлена преимущественно использованием таких результатов.
Поскольку большинство субъектов творческого (креативного) предпринимательства по своим характеристикам относятся к категории малых и средних компаний, законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В законопроекте определяются понятие "творческое (креативное) предприятие", специальные формы и виды поддержки творческих (креативных) предприятий.
Порядок признания субъекта МСП творческим (креативным) предприятием будет определяться Минэкономразвития России по согласованию с Минкультуры России на основе сложившейся практике субъектов Российской Федерации по подтверждению деятельности субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства.
Сведения о принадлежности субъектов МСП к творческим (креативным) предприятиям будут вноситься в единый реестр субъектов МСП уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также законопроектом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки субъектов МСП, отнесенных к творческим (креативным) предприятиям органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.