Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 11.01.2022 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Вид - Федеральный закон.
Наименование вносимого акта - "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - законопроект).
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект акта, - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основания для разработки акта:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10.04.2019 N Пр-623;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 N 3363-р;
Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Основание предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Законопроект направлен на комплексное регулирование отношений, связанных с эксплуатацией и функционированием высокоскоростного железнодорожного транспорта после этапа строительства и ввода в постоянную эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Вопросы проектирования, строительства инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, изъятия недвижимого имущества для такого строительства, принятия решений о строительстве в настоящее время полностью урегулированы Техническим регламентом Таможенного Союза "ТР ТС 002/2011. Технический регламент ТС. О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этой части изменения законодательства Российской Федерации не требуется.
Законопроектом предусматриваются следующие изменения Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) и Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ):
1) дополнение понятийного аппарата Федерального закона N 17-ФЗ терминами "высокоскоростной железнодорожный транспорт" и "инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта". Таким образом, учитывая,что согласно законопроекту, высокоскоростной железнодорожный транспорт и инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта являются элементами железнодорожного транспорта общего пользования, к ним будут применяться положения Федерального закона N 17-ФЗ в полном объеме;
2) изменения статьи 4 Федерального закона N 17-ФЗ в части учета в производственной и иной деятельности владельцами инфраструктур высокоскоростного железнодорожного транспорта приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования;
3) изменения в статью 9 Федерального закона N 17-ФЗ, в части установления охранной зоны железных дорог в переделах железнодорожных путей общего пользования, по которым будет осуществляться движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
4) изменения статей 11 и 12 Федерального закона N 17-ФЗ, в части требований к владельцам инфраструктур высокоскоростного железнодорожного транспорта, перевозчиков, осуществляющих высокоскоростные железнодорожные перевозки;
5) изменения статьи 15 Федерального закона N 17-ФЗ, в части распространения в отношении железнодорожных путей общего пользования, предназначенных для движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, требований правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам;
6) изменения статьи 17 Федерального закона N 17-ФЗ, в части распространения в отношении высокоскоростного железнодорожного подвижного состава обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требований Правил технической эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта, издание которых предусмотрено законопроектом;
7) изменения статьи 20.1 Федерального закона N 17-ФЗ, в части отнесения к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта соблюдения установленных Федеральным законом N 17-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:
- деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;
- деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
8) изменения статьи 21 Федерального закона N 17-ФЗ в части отнесения железнодорожных путей общего пользования, по которым осуществляется движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, к зонам повышенной опасности и обязанности владельцев инфраструктур произвести их ограждение;
9) изменения статьи 251 Федерального закона N 17-ФЗ, в части порядка выдачи документа, подтверждающего право на управление высокоскоростным железнодорожным подвижным составом;
10) дополнение понятийного аппарата Федерального закона N 18-ФЗ понятием высокоскоростные поезда, к которым предлагается отнести пассажирские поезда, состоящие из пассажирских вагонов, относящихся к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, грузов, почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч. Данное изменение необходимо для последующего категорирования пассажирских поездов в порядке, предусмотренном статьей 81 Федерального закона N 18-ФЗ.
С учетом того, что законопроектом предусматривается уточнение понятия владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, как лица, владеющего инфраструктурой высокоскоростного железнодорожного транспорта, положения Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 703, будут распространяться на отношения по оказанию услуг по использованию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
В связи с этим внесение изменений в Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 703, не требуется.
Поскольку Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2417, предусмотрено лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров высокоскоростными поездами, изменений в данное положение не требуется.
Кроме того, законопроект предусматривает особый срок вступления его в силу.
На основании статьи 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Законопроект предусматривает вступление в силу по истечении 180 дней со дня его подписания.
Данный срок необходим для подготовки подзаконных нормативных правовых актов, поскольку реализация положений законопроекта потребует издания следующих нормативных актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 N 810", в части включения в него положений о перевозках пассажиров высокоскоростным железнодорожным транспортом;
2) приказ Минтранса России "Об утверждении Правил технической эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "перечня высокоскоростного железнодорожного подвижного состава";
3) приказ Минтранса России "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 N 473",в части включения в него положений о перевозках пассажиров высокоскоростным железнодорожным транспортом.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект федерального закона разработан в целях реализации Федерального проекта "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" для решения задачи по созданию основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Социально-экономические последствия принятия проекта федерального закона направлены на обеспечение стабильной реализации проектов в сфере высокоскоростного железнодорожного транспорта посредством установления единого подхода к объектам правового регулирования, а также единых требований к эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности движения.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация на практике положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
7. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предлагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В законопроекте содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.