Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(подготовлен Минприроды России 13.01.2022 г.)
Настоящий проект федерального закона направлен на устранение правовых коллизий в положениях действующего законодательства, приведение в соответствие с принятыми ранее нормами законодательства отдельных положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закона N 89-ФЗ).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), направленные на приведение отдельных положений указанных федеральных законов в соответствие с положениями статьи 1 и статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), устанавливающими порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок нормирования деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на соответствующих объектах.
Согласно статье 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона N 219-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категории. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398.
Таким образом, в настоящее время разделение и соответствующее регулирование деятельности хозяйствующих субъектов исходя из их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства нормами Федеральных законов N 89-ФЗ и N 7-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона N 219-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР), применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и объектах II категорий, в случае выдачи на них КЭР в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
Вместе с тем, действующие нормы законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а также нормы законодательства в области охраны окружающей среды не в полной мере учитывают введенные изменения, что, в свою очередь создает правовые коллизии в части прав и обязанностей хозяйствующих субъектов по разработке и утверждению НООЛР в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 219-ФЗ.
Настоящим законопроектом предполагается приведение в соответствие со статьей 3 Федерального закона N 219-ФЗ абзацев 30 и 53 статьи 5, абзацев 8 и 20 статьи 6 и части 7 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ касающихся полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части нормирования деятельности по обращению с отходами, а также абзаца 3 части 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ и части 2 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на объектах I и II категорий по разработке проектов НООЛР и утверждения НООЛР.
Принятие законопроекта позволит устранить противоречия, содержащиеся в действующем законодательстве, и затрудняющие правоприменение.
Одновременно, статьей 2 настоящего проекта федерального закона в часть 2 статьи 24 Федерального закон N 7-ФЗ вводится уточняющая норма, исключающая взимание государственной пошлины за утверждение нормативов образования и лимитов на размещение отходов в случае, когда такие нормативы устанавливаются на основании КЭР, поскольку отдельная процедура утверждения нормативов в данном случае не осуществляется и основания для взимания государственной пошлины в данном случае отсутствуют.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.