Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(подготовлен Минфином России 14.01.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Законопроект, Закон N 223-ФЗ) разработан с целью урегулирования вопросов, касающихся сроков оплаты по договорам, заключаемым отдельными видами юридических лиц по результатам закупок.
В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ в действующей редакции порядок исполнения договора, в том числе сроки оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг устанавливаются заказчиками самостоятельно в документации о закупке.
В настоящее время обязанность заказчика осуществить оплату за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по договору (отдельному этапу договора) в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня подписания документа о приемке товара, выполнения работы, оказания услуги предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - субъекты МСП), только по договорам, заключенным с субъектами МСП.
На основании обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, являющихся субъектами Закона N 223-ФЗ, полученной по результатам мониторинга закупок, проводимого Минфином России, работы Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при Минфине России, а также по результатам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, являющихся участниками закупок, установлено, что имеют место случаи установления заказчиками необоснованно затяжных сроков оплаты по договору и (или) положений договора о предоставлении отсрочки или рассрочки при оплате.
В целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг законопроектом предусмотрено установление срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять не более пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
Учитывая широкую номенклатуру закупок товаров, работ, услуг, проводимых заказчиками в соответствии с требованиями ЗаконаN 223-ФЗ, а также особенности осуществления хозяйственной деятельности каждого заказчика, не во всех случаях возможно установление императивного срока оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (например, оказание услуг страхования, предоставление кредитов).
Во избежание неисполнимости проектируемой нормы законопроектом предусматриваются исключения, при которых заказчиком могут быть установлены иные сроки оплаты по договору в следующих случаях:
а) если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
б) если иной срок оплаты установлен Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
в) если иной срок оплаты предусмотрен положением о закупке. При этом если устанавливаемый заказчиком в положении о закупке срок оплаты превышает проектируемый срок оплаты, то заказчик обязан определить в положении о закупке перечень товаров, работ, услуг, являющихся предметом договора, при исполнении которого устанавливается такой (превышающий) срок оплаты, срок, в пределах которого будет осуществлена оплата заказчиком таких поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, а также обоснование соответствующего срока.
Принятие законопроекта позволит исключить произвольное установление заказчиками сроков оплаты по договору, расширит возможность участия юридических и физических лиц в закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, улучшит положение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за счет установления прозрачных и предсказуемых сроков оплаты по договору, а также за счет сокращения случаев возникновения кассовых разрывов, возникающих у участников закупок в случае несвоевременной (затяжной) оплаты принятых товаров, работ, услуг по договору.
Законопроектом установлен срок, в течение которого заказчики должны привести положения о закупке в соответствие с проектируемыми требованиями, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС). Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с проектируемыми нормами, но не позднее установленного срока, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения. При этом законопроектом предусматривается, что проектируемые положения распространяются на отношения, связанные с исполнением договора, заключенного до даты приведения с проектируемыми нормами, утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке.
В Законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.