Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О публично-правовой компании "Роскадастр"
(подготовлен Росреестром 25.01.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - проект постановления) разработан в рамках реализации Федерального закона от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр".
Проект постановления определяет порядок создания, а также конкретизирует цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - компания).
Проектом постановления предусмотрено создание компании путем реорганизации нескольких федеральных государственных учреждений и акционерных обществ, единственным участником которых является Российская Федерация.
Так, компанию планируется создать на базе федеральных государственных бюджетных учреждений ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", далее - государственные учреждения) и акционерных обществ "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", "Роскартография", далее - акционерные общества) путем консолидации их ресурсов и функций.
Проектом постановления предполагается определить сроки реорганизации государственных учреждений и акционерных обществ, утвердить положение о наблюдательном совете, правила назначения генерального директора и устав компании.
Предложенные законодательные решения позволят создать в сфере недвижимости и пространственных данных организацию полного цикла, которая будет обеспечивать для нужд государства выполнение комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, создание единой электронной картографической основы, используемой в дальнейшем для оказания Росреестром государственных услуг, в том числе по государственному кадастровому учету недвижимого имущества (далее - государственный кадастровый учет) и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав), а также для работы других органов власти и организаций.
Создание компании предусмотрено в целях предоставления оказываемых в настоящее время государственными учреждениями государственных и иных услуг в сфере геодезии и картографии, развития инфраструктуры пространственных данных, земельных отношений, государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, создания и развития государственных и иных информационных систем и электронных сервисов в указанных сферах, осуществления функций.
Кроме того, с учетом положений федеральных законов от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми предусмотрено право государственных учреждений на осуществление отдельных видов приносящей доход деятельности, компания имеет право:
1) на выполнение геодезических и картографических работ;
2) на выполнение кадастровых работ, землеустроительных работ, а также работ, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
3) на выполнение комплексных кадастровых работ.
Проект постановления также направлен на оптимизацию организационной структуры и принципов функционирования государственных учреждений и акционерных обществ, технологические процессы деятельности которых в настоящий момент характеризуются фрагментарностью и громоздкостью системы управления.
При этом важная особенность предлагаемого проектом постановления регулирования, заключается в том, что он фактические не предусматривает новых прав и обязанностей для компании, а решает задачу по сохранению имеющегося у реорганизуемых государственных учреждений и акционерных обществ функционала в рамках деятельности создаваемой компании.
Основные права и обязанности компании уже закреплены на уровне федеральных законов от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" и от 30.12.2021 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация проекта постановления будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148.
Реализация предлагаемых в проекте постановления решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом постановления, не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, так как создание компании планируется осуществить в пределах штатной численности и объемов финансирования реорганизуемых организаций.
Вместе с тем при реорганизации государственных учреждений существует вероятность несения расходов компенсационного характера в соответствии с трудовым законодательством, а также превышения объема государственных услуг, оказываемых компанией на льготной и безвозмездной основе, над объемом соответствующих государственных услуг, оказываемых реорганизуемыми государственными учреждениями, с учетом складывающейся динамики увеличения соответствующих запросов.
Принятие проекта постановления не повлечет сокращение доходов федерального бюджета при сохранении предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.