Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Консульский устав Российской Федерации"
(подготовлен МИД России 01.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Консульский устав Российской Федерации" подготовлен во исполнение пункта 70 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 3994-р.
На фоне практически неизменной штатной численности загранаппарата МИД России консульская работа в последние годы носит стабильно интенсивный характер. Объем консульских действий, совершаемых российскими консульскими должностными лицами, на текущий момент кратно превышает нормативы трудозатрат в некоторых загранучреждениях.
Сложившаяся ситуация привела к существенному возрастанию служебной нагрузки на консульских должностных лиц прежде всего в странах с крупными диаспорами соотечественников, а также являющихся основными туристическими направлениями для россиян. В отдельных случаях сроки записи граждан на прием к консулу могут достигать нескольких недель или месяцев.
В целях системного решения данной проблемы предлагается нормативно закрепить функции оказания содействия в подготовке документов для российских загранучреждений (заявлений на паспорта и истребование документов, текстов нотариальных актов и т.д.) за специализированными сервисными бюро, являющимися филиалами подведомственной МИД России организации - юридическими лицами, учреждаемыми за рубежом в соответствии с законодательством государства пребывания. Предполагается, что такие структуры будут открываться при наиболее загруженных дипломатических представительствах и консульских учреждениях и оказывать содействие гражданам в подготовке проектов консульских документов согласно установленным законодательством требованиям.
Проектируемый федеральный закон наделяет находящееся в ведении МИД России государственное унитарное предприятие через создаваемые в отдельных иностранных государствах, перечень которых утверждается МИД России, филиалы (представительства) его дочернего либо зависимого общества правом оказывать содействие консульским учреждениям и консульским отделам дипломатических представительств Российской Федерации в совершении отдельных консульских действий, а также осуществлять полномочия в части приема документов заявителей (за исключением случаев, когда законом предусматривается личная явка заявителя в консульское учреждение).
Данная мера позволит существенно сократить сроки записи граждан на прием в консульских учреждениях, а также время приема гражданина собственно консульским сотрудником. Кроме того, это позволит более взвешенно распределить нагрузку среди консульских должностных лиц, переориентировав высвободившиеся штатные ресурсы на иные направления консульской работы (способствуя повышению правовой защищенности российских граждан, находящихся за рубежом).
Кроме того, законопроект призван восполнить пробелы в правовом регулировании института почетных консулов Российской Федерации. В частности, проект наделяет МИД России правом утверждать порядок согласования кандидатур для назначения на должность и освобождения от должности почетного консула.
В настоящее время почетный консул назначается бессрочно,что не позволяет обеспечить достаточный контроль за его работой. Срок полномочий почетных консулов предлагается ограничить 5 годами с возможностью последующего продления при условии добросовестного и эффективного исполнения почетным консулом возложенных на него функций.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, которые могут оказать влияние на конкуренцию.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация Федерального закона после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.