Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росфинмониторингом 08.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 90 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р, а также пункта 8 Плана мероприятий по реализации Российской Федерацией рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, данных по результатам четвертого раунда взаимных оценок (утвержден 20 августа 2020 года Председателем Межведомственной комиссии*(1) по принятию Российской Федерацией мер по результатам четвертого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
Основная направленность законопроекта - внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения его соответствия, а также практики его применения международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) (Рекомендациям 6 и 7 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Кроме того, законопроектом устраняются отдельные недостатки в законодательстве о ПОД/ФТ, выявленные по результатам мониторинга его правоприменения.
Действующая редакция Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) возлагает на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (далее - финансовые организации), обязанность применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в названные перечни.
С учетом текущей процедуры формирования Росфинмониторингом вышеобозначенных перечней организаций и физических лиц в части, касающейся решений Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН (далее - решения Совета Безопасности ООН), по вопросам противодействия терроризму или распространению оружия массового уничтожения (занимает до двух календарных дней), и времени применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (один рабочий день) общее время замораживания (блокирования) с момента принятия соответствующего решения Совета Безопасности ООН составляет до трех календарных дней, а в случае совпадения с выходными и праздничными днями - более трех календарных дней.
В свою очередь, согласно Рекомендациям 6 и 7 ФАТФ целевые финансовые санкции во исполнение решений Совета Безопасности ООН, относящиеся к предупреждению терроризма и распространения оружия массового уничтожения, должны применяться безотлагательно, что в ходе оценки выполнения государствами названных стандартов международными экспертами трактуется, как не позднее 24 часов.
Достижение обозначенного срока применения финансовыми организациями мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в рамках предусмотренных действующими нормативными правовыми актами подходов, в том числе и в случае их оптимизации, не представляется возможным.
В этой связи, проектом федерального закона предлагается закрепить механизм "прямого действия" решений Совета Безопасности ООН. Данный подход уже реализован и применяется всеми находящимися под юрисдикцией Российской Федерации физическими и юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (часть 3 статьи 1, статьи 41, 51 и 61). При этом, согласно законопроекту меры по замораживанию (блокированию), определенные решениями Совета Безопасности ООН, финансовыми организациями должны будут применяться незамедлительно, но не позднее 20 часов с момента получения уведомления уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о принятии Советом Безопасности ООН решений по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения. При этом, названное уведомление Росфинмониторинг будет направлять всем финансовым организациям в срок до 4 часов с момента непосредственного размещения решений Совета Безопасности ООН в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на его официальном сайте, одновременно информируя о лицах, в отношении которых такие решения были приняты (отменены).
За 2020 год Советом Безопасности ООН решения по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения принимались 10 раз (включено 9 организаций и физических лиц, исключено 3 физических лица, внесены изменения в сведения о 96 лицах*(2)), и за 2021 год также - 6 раз (включено 5 организаций и физических лиц, исключено 3 физических лица, внесены изменения в сведения о 9 лицах). Таким образом, обновленный механизм применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества финансовыми организациями будет применяться в среднем один раз в месяц в отношении от 2 до 10 лиц.
Проектом федерального закона также предлагается раскрыть отсутствующие в настоящее время, но фактически реализуемые финансовыми организациями обязанности*(3) по отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по всем предусмотренным Федеральным законом N 115-ФЗ основаниям, что будет, в целом, способствовать обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых такие меры применяются, а также повышению уровня соответствия законодательства Российской Федерации стандартам ФАТФ.
В связи с вводимым новым особым порядком замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества отдельных категорий лиц законопроектом определяются смежные вопросы, а именно порядок осуществления финансовыми организациями проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, составленные во исполнение решений Совета Безопасности ООН, процедуры частичной или полной отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по "гуманитарным" основаниям, а также порядок приостановления операций лиц, связанных с организациями и физическими лицами, включенными в перечни организаций и физических лиц, составленные во исполнение решений Совета Безопасности ООН.
Вышеперечисленные изменения позволят создать эффективный и соответствующий стандартам ФАТФ механизм применения и отмены целевых финансовых санкций во исполнение решений Совета Безопасности ООН.
В целях повышения эффективности анализа, проводимого Росфинмониторингом, законопроект предусматривает возложение на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, обязанности по направлению в уполномоченный орган информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В настоящее время названные лица наделены полномочиями только на осуществление мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информацию о применении данных мер, в отличие от всех иных субъектов, поименованных в Федеральном законе N 115-ФЗ, в Росфинмониторинг не направляют.
Помимо вышеобозначенного проектом федерального закона в Федеральный закон N 115-ФЗ вносятся изменения, направленные на совершенствование обязательного контроля, использования личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", другие изменения для устранения недостатков, выявленных по результатам мониторинга правоприменения законодательства о ПОД/ФТ.
Кроме того, законопроект вносит изменения в федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "Об общественных объединениях" и еще 11 законодательных актов, в которых в настоящее время в качестве требования для осуществления деятельности юридического лица или трудовой функции физического лица либо основания для не разрешения въезда в Российскую Федерации указано на не включение лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Поскольку включенные в названный перечень лица в связи с решениями международных организаций по противодействию терроризму согласно законопроекту будут отражаться в других перечнях, а именно в перечнях организаций и физических лиц, составленных во исполнение решений Совета Безопасности ООН, законодательные акты, приведенные в статьях 2 - 9, 11, 12, 14 - 16 законопроекта, дополняются требованием о не включении лиц также и в эти перечни. Описанные изменения не предполагают введение новых требований, а лишь сохраняют действующие, и по своей сути носят технический характер.
Предлагается установить отложенный срок (с 1 декабря 2022 года) вступления в силу предлагаемых проектом федерального закона изменений с целью обеспечения принятия необходимых для их реализации подзаконных нормативных правовых актов, подготовки органов и организаций к исполнению измененных обязанностей.
Проект не содержит обязательные требования согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". При этом, оценка соблюдения исполнения вводимых или изменяемых обязанностей финансовых организаций будет осуществляться в рамках контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях за несоблюдение данного законодательства (статья 15 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты (федеральные законы) по вопросам, являющимся предметом правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
-------------------------------------------
*(1) Межведомственная комиссия по принятию Российской Федерацией мер по результатам четвертого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег образована распоряжением Президента Российской Федерации от 12 июня 2020 г. N 156-рп.
*(2) По состоянию на 31 декабря 2021 года в международную часть перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, включены сведения о 765 организациях и физических лицах.
*(3) В связи с исключением лиц из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, отменой межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.