Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 15.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность" (пункт 21), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р,в целях повышения прозрачности оценочной деятельности в части подготовки отчетов об оценке объектов оценки (далее - отчет).
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены случаи обязательного раскрытия информации об отчете и размещение отчета в открытом доступе. В частности, в некоторых случаях обязательным является представление информации об отчете в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - ЕФРСФДЮЛ), включая отчет. Также обязательным является размещение отчета об определении рыночной стоимости объекта в фонде данных государственной кадастровой оценки в случае возникновения споров о результатах определения кадастровой стоимости этого объекта. При этом указанные ресурсы содержат сведения в отношении ограниченной части отчетов и решают специализированные задачи с учетом отраслевой направленности. Сведения об отчетах размещаются в различных форматах, разными лицами, не являющимися субъектами оценочной деятельности - арбитражным управляющим, заказчиком отчета, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В результате размещаемая информация об отчетах разрозненна, не машиночитаема и не поддается анализу.
Кроме того, что после подписания оценщиком отчета и передачи его заказчику отчет может быть предметом рассмотрения саморегулируемой организацией (далее - СРО) оценщиков как в рамках плановой проверки, так и на основании поступившей в СРО оценщиков жалобы, на отчет могут быть получены экспертные заключения СРО оценщиков, заключения Росимущества, в отчет могут вноситься изменения в соответствии с полученными в отношении него замечаниями на основании предписаний СРО оценщиков по итогам проверки, а также на основании замечаний по итогам экспертизы либо заключения Росимущества. В результате на рынке оценочных услуг может оказаться более одного отчета с идентичными реквизитами, но различными по содержанию.
В связи с этим в качестве основы для обеспечения единообразия, сбора информации в электронном виде предлагается создание единого реестра, содержащего сведения обо всех подписанных оценщиками отчетах (далее соответственно - Реестр сведений об отчетах, сведения об отчете), а также информацию об экспертных заключениях и заключениях Росимущества, полученных на отчет, изменениях, внесенных в отчет и основаниях внесения таких изменений.
Создание Реестра сведений об отчетах предполагается путем развития одной из существующих автоматизированных информационных систем, ведение которой осуществляет Росреестр. Данная система будет являться первоисточником сведений об отчетах и отчетов для иных государственных информационных систем (далее - ГИС), предусматривающих использование указанных сведений. При этом законопроектом в том числе вносятся изменения, уточняющие порядок включения сведений об отчетах и отчетов в ЕФРСФДЮЛ и ЕФРСБ, а также предполагающие отражение в автоматическом режиме сведений о передаче информации из реестра сведений об отчетах в иные ГИС.
Реестр сведений об отчетах позволит саккумулировать сведения обо всех отчетах в одном месте и сформировать информационную базу об объектах оценки в том числе для дальнейшего проведения дифференцированного анализа содержащихся в нем данных (таких как исследование объектов оценки и результатов оценки для выявления предпосылок, тенденций и условий для формирования различных сегментов рынка, изучение факторов, влияющих на изменение стоимости в зависимости от целей оценки).
Принятие законопроекта будет являться базой для дальнейшего формирования единообразной формы предоставления сведений об оценке вне зависимости от целей и места ее предоставления и позволит осуществить реализацию принципа "одного окна".
Кроме того, необходимо отметить, что правоприменение в оценочной деятельности на данном этапе не может противодействовать в полной мере пресечению фактов неправомерного подписания оценщиком отчета об оценке, а также случаев появления на рынке оценочных услуг более одного отчета с идентичными реквизитами. С учетом этого, законопроект подготовлен для предотвращения таких фактов и случаев, выявленных в результате проведенного анализа правоприменительной практики.
Действующим законодательством об оценочной деятельности установлена обязанность оценщиков представлять в СРО оценщиков информацию о подписанных отчетах (при этом дата и номер отчета присваиваются самим оценщиком), хранить копии подписанных отчетов, а также документов, по которым проводилась оценка, в течение 3-х лет с даты составления отчета, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.
Также законодательно предусмотрена обязанность СРО оценщиков проводить в целях реализации функции контроля за соблюдением членами СРО оценщиков требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности плановые проверки, в рамках которых осуществляется проверка отчетов, подписанных членами СРО оценщиков. Однако такие проверки носят выборочный характер. В результате не всегда могут быть выявлены факты подписания оценщиком отчетов в период приостановления права осуществления им оценочной деятельности либо после исключения его из СРО оценщиков.
Законопроектом предусматривается создание механизма регистрации всех отчетов в Реестре сведений об отчетах (присвоение уникальных регистрационных номеров), ведение которого обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью СРО оценщиков (Росреестром), с использованием федеральной государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации.
Предусматривается, что отчет, не зарегистрированный в Реестре сведений об отчетах (которому не присвоен регистрационный номер) не влечет юридических последствий в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
Проектируемыми положениями законопроекта устанавливается, что внесение сведений об отчете в Реестр сведений об отчетах осуществляется оценщиком, составившим и подписавшим такой отчет. В случае необходимости внесения изменений в отчет, а также при наличии заключений на отчет, предусмотренных законодательством Российской Федерации, такие сведения вносятся в Реестр сведений об отчетах уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью СРО оценщиков в случае представления оценщиком, СРО оценщиков, Росимуществом. При этом внесение сведений об отчете, отчета в Реестр сведений об отчетах осуществляется без взимания платы.
Также законопроектом предусматривается упрощение процедуры размещения заказчиком оценки (арбитражным управляющим) информации об отчетах и отчетов в ЕФРСФДЮЛ (ЕФРСБ), обязательность которой установлена законодательством Российской Федерации, за счет предусмотренного автоматизированного режима передачи информации из реестра сведений об отчетах в иные государственные информационные системы.
Реализация законопроекта создаст предпосылки для осуществления мер по обеспечению открытости и прозрачности процедур (правил) определения стоимости в том числе находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов недвижимого имущества и акций (долей участия в уставных (складочных) капиталах и паев в паевых фондах организаций), включенных в Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 N 478 (подпункт "в" пункта 28).
В Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предлагается установить основные принципы функционирования Реестра сведений об отчетах, в том числе перечень сведений, доступ к которым из Реестра сведений об отчетах будет обеспечиваться всем заинтересованным лицам с учетом предусмотренной законодательством Российской Федерации обязательности раскрытия информации об оценке в иных государственных информационных ресурсах. При этом предусматривается, что порядок формирования и ведения реестра сведений об отчетах, а также порядок предоставления содержащихся в нем сведений устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Кроме того, законопроектом предусматривается наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по ведению Реестра сведений об отчетах, полномочиями по осуществлению мониторинга информации, содержащейся в указанном Реестре.
Создание Реестра сведений об отчетах направлено на достижение следующих целей в регулировании оценочной деятельности:
- аккумулирование сведений обо всех отчетах в одной системе - Реестре сведений об отчетах, которая будет являться первоисточником сведений об отчетах и отчетов;
- формирование единой информационной базы об объектах оценки для возможного дальнейшего проведения анализа;
- создание условий для снижения возможности недобросовестных действий заинтересованных лиц с результатами оценки (внесение изменений в отчет сторонами договора и иными лицами) после фактического подписания отчета оценщиком;
- противодействие обращению на рынке нескольких версий одного и того же отчета об оценке;
- исключение возможности подписания отчета без ведома оценщика либо лицом, не имеющим права подписывать отчет об оценке;
- возможность выявления фактов существенного расхождения стоимости одного и того же объекта, определяемой для различных целей;
- обеспечение возможности доступа к публичной части Реестра сведений об отчетах широкого круга лиц.
Создание Реестра сведений об отчетах, помимо прочего, позволит обеспечить более эффективный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при осуществлении оценщиком профессиональной деятельности.
Наделение Росреестра функциями по ведению Реестра сведений об отчетах обусловлено тем, что в его полномочия входит ведение реестра СРО и сводного реестра членов СРО оценщиков, ведение реестра квалификационных аттестатов оценщиков, он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, в соответствии с которыми в его ведении находится фонд данных кадастровой оценки. Таким образом, Росреестр может обеспечить взаимодействие Реестра сведений об отчетах с указанными реестрами и фондом данных для реализации поставленных задач.
Законопроект содержит требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы в части включения в ЕФРСФДЮЛ регистрационного номера отчета и даты принятия заказчиком отчета, дополнения перечня обязательных требований к договору на проведение оценки, регистрации отчета в Реестре.
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен требованиями статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также необходимостью создания и введения в эксплуатацию Реестра сведений об отчетах. Положение проектируемой статьи 11.1 Закона об оценочной деятельности в отношении осуществления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, мониторинга вступает в силу по истечении еще ста восьмидесяти дней после вступления в силу федерального закона. Отложенное вступление в силу указанного положения предусмотрено в целях предоставления возможности формирования Реестра сведений об отчетах и наполнения его информацией, на основании которой будет осуществляться мониторинг.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.