Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета акционерному обществу "Корпорация Туризм.РФ" в целях реализации инвестиционных проектов"
(подготовлен Минстроем России 16.02.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета акционерному обществу "Корпорация Туризм.РФ" в целях реализации инвестиционных проектов" (далее - проект постановления, АО "Корпорация Туризм.РФ") разработан в целях исполнения пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 29 марта 2021 г. N ДЧ-П44-3841 в части создания условий для осуществления капитальных вложений и реализацию иных мероприятий, связанных с реализацией туристских инвестиционных проектов АО "Корпорация Туризм.РФ" и его дочерними обществами.
АО "Корпорация Туризм.РФ" осуществляет свою деятельность в рамках федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" (далее - федеральный проект) национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" путем участия в уставном капитале организаций (предоставление инвестиций), созданных для реализации отдельных туристских проектов.
Средства АО "Корпорация Туризм.РФ" предоставляются из федерального бюджета в форме бюджетных инвестиций. Положениями статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные инвестиции предоставляются юридическим лицам на основании порядка предоставления бюджетных инвестиций, установленного Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены правила принятия решений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2020 г. N 1041 (далее - Постановление N 1041).
Указанные правила не могут в полной мере обеспечить достижение целей и решение задач, поставленных перед АО "Корпорация Туризм.РФ".
Так, согласно Постановлению N 1041 у АО "Корпорация Туризм.РФ" отсутствует возможность осуществлять капитальные вложения как самостоятельно, так и его дочерними обществами с участием более 50 % в уставном капитале.
Учитывая, что реализация отдельных инвестиционных проектов по развитию туристских территорий будет способствовать комплексному развитию территории субъектов Российской Федерации и оказывать существенный положительный социально-экономический эффект для реализации инвестиционных проектов необходимо предусмотреть возможность участия АО "Корпорация Туризм.РФ" в уставном капитале проектной компании долей, превышающей 50%.
В целях снятия данного ограничения предлагается исключить подпункт "б" пункта 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 г. N 1256-р (далее - распоряжение N 1256-р).
В этой связи следует принимать во внимание, что реализация полномочий АО "Корпорация Туризм.РФ", являющегося по сути институтом развития туристской инфраструктуры, требует применения нестандартных подходов при привлечении инвесторов, последующем заключении корпоративных договоров в рамках создания совместных проектных организаций, осуществляющих строительство объектов туристской инфраструктуры. Корпоративные договоры включают в себя инструменты, необходимые для повышения эффективности использования бюджетных инвестиций, снижения рисков недостижения запланированных результатов, своевременность сдачи инвестиционных проектов (например, через использование механизмов опционов Call и Put, предоставление акционерных займов, обеспеченных долей инвестора в совместной проектной организации и иные).
Так, в рамках реализации инвестиционных проектов может возникнуть необходимость оперативного выкупа АО "Корпорация Туризм.РФ" доли инвестора случае невозможности дальнейшего исполнения условий корпоративного договора как по вине инвестора, так и в связи с обстоятельствами, не зависящими от инвестора (далее - корпоративные процедуры). Наличие ограничений, установленных требованиями вышеуказанных правил, не позволяет АО "Корпорация Туризм.РФ" реализовать корпоративные процедуры. Кроме того, в случае их реализации могут быть нарушены требования, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации о предоставлении бюджетных инвестиций АО "Корпорация Туризм.РФ".
Таким образом, для обеспечения содействия развитию туристической отрасли в Российской Федерации в рамках деятельности АО "Корпорация Туризм.РФ" в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основании пункта 9 Требований к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190, вопрос установки дополнительных требований при предоставлении бюджетных инвестиций АО "Корпорация Туризм.РФ" может быть урегулирован настоящим проектом постановления Правительства Российской Федерации.
Принятие проекта постановления позволит АО "Корпорация Туризм.РФ" принимать более эффективные решения, направленные на достижение целей федерального проекта
Кроме того, в настоящее время объем бюджетных инвестиций, предусмотренных АО "Корпорация Туризм.РФ", является ограниченным,что потенциально не позволит в полном объеме обеспечить финансирование инвестиционных проектов, требующих дополнительных вложений, вызванных ростом стоимости проведения строительных работ и строительных материалов, которые приводят к увеличению сметной стоимости реализации инвестиционных проектов.
В этой связи для покрытия АО "Корпорация Туризм.РФ" своих уставных расходов целесообразно предусмотреть дополнительный источник дохода: предоставление АО "Корпорация Туризм.РФ" возможности краткосрочного размещения временно свободных средств на депозитах в кредитных организациях. Наличие временно свободных средств обусловлено временными разрывами на период согласования и заключения договоров с инвесторами проектов, а также на период получения последними заемных средств в кредитных организациях.
Учитывая изложенное, проектом постановления предусматриваются решения, в соответствии с которыми будет обеспечена возможность размещения АО "Корпорация Туризм.РФ" временно свободных средств на депозитах в кредитных организациях, а также не будет осуществляться казначейское сопровождение средств, передаваемых юридическим лицам по контрактам (договорам), заключаемым с акционерным обществом "Корпорация Туризм.РФ".
На основании распоряжения N 1256-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 3190-р) Минстроем России в 2021 году из федерального бюджета предоставлены бюджетные инвестиции в виде взноса в уставный капитал АО "Корпорация Туризм.РФ" на разработку мастер-планов, а также реализацию инвестиционных проектов в сфере туризма в виде участия общества в уставных капиталах проектных организаций.
Финансовое обеспечение реализации указанных мероприятий, будет осуществляться в том числе за счет средств, предоставленных АО "Корпорация Туризм.РФ" в 2021 году и ассигнований, доведенных до общества в 2022-2024 годах.
В целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации процедур исполнения инвестиционных соглашений и исключения дублирования процедур при осуществлении учета средств общества необходимо сформировать единый подход к использованию средств АО "Корпорация Туризм.РФ". В связи с этим предлагаемые изменения необходимо также распространить на бюджетный инвестиции, предоставленные АО "Корпорация Туризм.РФ" в 2021 году.
Таким образом, проект постановления дополнен положением, предусматривающим распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Проект постановления подготовлен в соответствии с требованиями Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2004 N 260.
Проект постановления не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.