Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета гранта в форме субсидии на финансирование затрат, связанных с развитием авиасообщения в труднодоступных регионах Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 04.03.2022 г.)
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N Пр-1858, отданного на основании совместного доклада Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, о создании лизинговой компании для развития региональной и малой авиации, а также указания Президента Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N Пр-511 "О мерах по развитию авиасообщения с труднодоступными населёнными пунктами страны при содействии Минобороны России" и перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития авиационной промышленности и авиаперевозок 13 мая 2020 г., утверждённого Президентом Российской Федерации 7 июня 2020 г. N Пр-937, а также перечня поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова от 11 июня 2020 г. N ЮБ-П7-6241кв, (далее - указания и поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом пространстве, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время, несмотря на принимаемые меры государственной поддержки, развитие гражданской авиации регионального и межрегионального назначения происходит недостаточными темпами, что замедляет социально-экономическое развитие удалённых регионов, расположенных в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Региональное авиасообщение с применением легкомоторных воздушных судов пассажировместимостью до 19 человек зачастую просто отсутствует или является экономически нерентабельным.
В рамках исполнения указаний и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти проводится комплекс мероприятий, направленных на принятие дополнительных мер поддержки производства, сбыта, организации эксплуатации отечественных легкомоторных судов и стимулирования развития регулярных перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях.
В частности, создано акционерное общество "Первая лизинговая компания по развитию специального транспорта" (сокращённое наименование - АО "СпецТрансЛизинг") - специализированная лизинговая компания для развития региональной и малой авиации (в первую очередь в Сибирском Федеральном округе), основной целью деятельности которой является приобретение и передача в лизинг воздушных судов отечественного производства, предназначенных для использования на авиалиниях местного и регионального назначения, а также вовлечение в хозяйственный оборот высвобождаемой авиационной техники двойного назначения из наличия Минобороны России и имеющейся аэродромной инфраструктуры (перечень поручений Президента Российской Федерации от 7 июня 2020 г. N Пр-937, абзац девятый подпункта "д" пункта 1).
В настоящее время АО "СпецТрансЛизинг" при поддержке Минобороны России реализует первоочередные меры по развитию региональной и малой авиации. В 2021 году осуществлены следующие мероприятия:
определены первоочередные маршруты и порядок реализации пилотного проекта развития регионального и межрегионального авиасообщения с применением воздушных судов типа Л-410 и ЛМС-901 "Байкал" в регионах Северо-Западного Федерального округа (с базированием авиаотряда в аэропорту города Архангельска) и в регионах Западной Сибири (с базированием авиаотряда в аэропорту города Кемерово).
В дальнейшем маршрутная сеть для выполнения воздушных перевозок будет расширена и охватывать северные и дальневосточные регионы России, а также некоторые центральные и южные российские регионы, испытывающие потребности в восстановлении и развитии регионального и местного авиасообщения;
согласован график приобретения АО "СпецТрансЛизинг" трех воздушных судов типа Л-410 российской сборки у производителя этих самолётов - акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации" (далее - АО "УЗГА"), включая новейшую модификацию этого самолёта L 410 NG с улучшенными характеристиками (Сертификат одобрения производственной организации для данной модели воздушного судна выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 5 октября 2021 г. N ФАВТ-И-15);
согласованы условия предоставления ПАО "Промсвязьбанк" долгосрочного кредита АО "СпецТрансЛизинг" на приобретение трех воздушных судов типа Л-410 для реализации пилотного проекта (решение кредитного комитета ПАО "Промсвязьбанк" от 19 февраля 2021 г.);
заключено соглашение между АО "УЗГА", АО "СпецТрансЛизинг" и АО "2-ой Архангельский объединённый авиаотряд" об организации эксплуатации лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 "Байкал" и согласован предварительный график поставки воздушных судов данного типа, начиная с 2023 года;
разработано и направлено в Минпромторг России финансово-экономическое обоснование включения в программу субсидирования лизинговых компаний в части компенсации процентов по кредитам, привлечённым для закупки авиационной техники, лёгких пассажирских (многоцелевых) самолётов российского производства пассажиро-вместимостью до 19 мест, что позволит АО "СпецТрансЛизинг" получать субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам в соответствии с механизмом, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1073.
В качестве дополнительной меры поддержки указанных выше мероприятий на основании указания Президента Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N Пр-1858 Минпромторг России передал в 2020 году Минобороны России средства в размере 500 млн. рублей, которые были предусмотрены федеральным бюджетом на 2020 год для целей субсидирования деятельности российских лизинговых компаний, приобретающих воздушные суда отечественного производства, с целью выдачи целевого гранта в форме субсидии АО "СпецТрансЛизинг" для приобретения одного самолёта типа Л-410 и развития уставной деятельности в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В декабре 2020 года Минобороны России по согласованию с Минпромторгом России были подготовлены и направлены в Минфин России соответствующие предложения, которые не были реализованы в связи с окончанием 2020 финансового года,бюджетные ассигнования в размере 500 млн. рублей по итогам исполнения федерального бюджета на 2020 год и согласно пункту 2 Положения об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846, сданы в доход федерального бюджета для формирования резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации было направлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N205/729 о выделении Минобороны России средств в размере 500 млн. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году в целях исполнения указания Президента Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N Пр-1858.
На совещании под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова, состоявшемся 30 ноября 2021 года, было принято решение о целесообразности выделения Минобороны России средств в размере 500 млн. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году в целях безусловного исполнения указания Президента Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N Пр-1858.
Необходимость предоставления из федерального бюджета гранта в форме субсидии АО "СпецТрансЛизинг" на финансирование затрат, связанных с развитием авиасообщения в труднодоступных регионах Российской Федерации обусловлена следующими причинами:
1. В настоящее время эксплуатацией самолётов типа Л-410 занимаются всего 12 российских авиакомпаний. В общей сложности в коммерческой эксплуатации находится 50 единиц, что явно недостаточно для покрытия региональным авиасообщением всей территории страны. Для расширения круга эксплуатантов Л-410 необходимо создавать систему освоения данного типа воздушного судна новыми авиаперевозчиками.
При этом чтобы включить в сертификат эксплуатанта новый тип воздушного судна авиакомпания должна иметь хотя бы одно воздушное судно на любом правовом основании - собственность, аренда, лизинг. Но приобрести дорогостоящее воздушное судно или взять его в лизинг, не получая в период освоения типа дополнительной выручки, российские региональные авиакомпании не в состоянии.
АО "СпецТрансЛизинг" за счёт средств субсидии приобретёт самолёт Л-410 производства АО "УЗГА" на свой баланс и будет заключать с авиакомпаниями договоры лизинга на новые самолёты, предоставляя им на период до готовности самолётов к поставке в лизинг собственное воздушное судно в аренду на льготных условиях. Это позволит авиакомпаниям осваивать данный тип воздушного судна и включать его в свой сертификат эксплуатанта, не ухудшая своё финансово-экономическое положение.
2. В настоящее время ни одна российская лизинговая компания, включая акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания", не может обеспечить подменный фонд для временно неисправного воздушного судна, переданного авиакомпании в лизинг. Как следствие, в период до устранения неисправности (до 6 месяцев) самолёты простаивают, социально значимые перевозки из-за этого страдают, а по предоставленным коммерческими банками кредитам формируется просроченная задолженность.
Выделение АО "СпецТрансЛизинг" указанной субсидии позволит предоставлять авиакомпаниям на период ремонта неисправного воздушного судна подменный самолёт и тем самым оказывать техническую поддержку эксплуатации новых самолётов, поставляемых по договорам лизинга.
3. Выделение субсидии обеспечит формирование собственных активов АО "СпецТрансЛизинг" за счёт приобретения на свой баланс воздушного судна, что позволит использовать его в качестве залога по привлекаемым кредитам на период от выплаты аванса производителю самолёта (за счёт кредитных средств, предоставленных банком) до производственной готовности самолёта и оформления залога на него в пользу банка, что является весьма актуальным вопросом с точки зрения формирования банком резервов по выданным кредитам.
В проекте постановления отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, оценка соблюдения которой осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, привлечения лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация предложенных мер государственной политики позволит создать систему гарантированного сбыта и рентабельной эксплуатации воздушных судов российского производства, повысить транспортную доступность удалённых регионов Российской Федерации и мобильность местного населения, и тем самым способствовать социально-экономическому развитию регионов России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.