Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571"
(подготовлен Минтрансом России 02.03.2022 г.)
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов (далее - контракт) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ переход на контрактную систему для большинства субъектов Российской Федерации должен быть завершен в июле 2022 г. В то же время по экспертным оценкам по состоянию на 1 января 2022 г. контракты были заключены в отношении 60-70 % маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Пунктом 1 части 5 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривается право заказчика выбирать один из двух видов контрактов.
Первый вид контракта предусматривает перечисление собранной платы за проезд пассажиров и провоз багажа перевозчику (т. н. нетто-контракт). В таком случае начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦК) определяется как разность между планируемыми затратами на перевозку пассажиров и провоз багажа и планируемой платой за проезд пассажиров и провоз багажа. Как правило, значение начальной (максимальной) цены таких контрактов не превышает нескольких сотен тысяч рублей.
Второй вид контракта предусматривает перечисление платы за проезд пассажиров и провоз багажа государственному или муниципальному заказчику (т. н. нетто-контракт). В таком случае НМЦК определяется в размере планируемых затрат на перевозку пассажиров и провоз багажа и составляет от нескольких десятков до нескольких сотен млн. рублей.
До 1 января 2022 г. законодательство Российской Федерации не предусматривало ограничений в выборе заказчиком любого из указанных видов контрактов.
С 1 января 2022 г. вступила в силу часть 21 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которой заказчик устанавливает дополнительное требование об опыте исполнения участником закупки (с учетом правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, НМЦК которого составляет 20 млн. рублей и более (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи). При этом стоимость исполненных обязательств по такому контракту должна составлять не менее 20 % НМЦК (не менее 4 млн. рублей).
Учитывая, что в отношении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, такие дополнительные требования не установлены, закупки данных работ подпадают под требование о наличии указанного опыта исполнения контракта.
Однако абсолютное большинство перевозчиков этому требованию не соответствует.
Так, в общем количестве заключенных в течение 2016-2021 годов контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, доля контрактов с НМЦК свыше 4 млн. рублей не превышает 7 %.
В то же время до перехода на контрактную систему регулярные перевозки пассажиров и багажа по регулируемым тарифам выполнялись в соответствии с безвозмездными договорами по организации таких перевозок. При этом бюджетное финансирование транспортных компаний осуществлялось только в форме субсидий на компенсацию льгот по оплате проезда, предоставляемых в соответствии с отдельным дополнительным договором или в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установление указанного дополнительного требования существенно ограничивает возможности использования брутто-контрактов, в связи с чем в Минтранс России поступают обращения от перевозчиков.
Учитывая изложенное, Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571" (далее - проект постановления), которым предусматривается установление в отношении участников закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе с НМЦК 20 млн. рублей и более, требований к наличию опыта осуществления таких перевозок, отличных от требований, предусмотренных частью 21 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Проектом постановления предлагается признать наличием такого опыта выполнения регулярных перевозок с использованием транспортных средств в количестве, составляющем не менее 50 % от количества транспортных средств, указанного в контракте, на право заключения которого проводится закупка. При этом в качестве документов, подтверждающих наличие данного опыта, признавать контракт, договор либо предусмотренные Федеральным законом N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или выписку из реестра маршрутов регулярных перевозок.
Положения проекта постановления не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571"
Вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов и не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.