Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 527 "Об утверждении Правил выдачи иностранным авиационным предприятиям, международным эксплуатационным агентствам и иностранным индивидуальным предпринимателям разовых разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации на прием на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багажа, грузов и почты для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или на перевозку их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, а также разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации на прием на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багажа, грузов и почты для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, Постановление N 527, разрешение), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 9 по 29 сентября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ID проекта: 02/07/08-21/00119654).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан Минтрансом России в инициативном порядке в целях увеличения сроков рассмотрения заявок, поступающих от иностранных посредников, что позволит Росавиации усилить контроль над получением разрешений на право выполнения полетов (посадки, пролета территории) по международным (внутренним) воздушным линиям иностранными эксплуатантами.
Постановление N 527 включено в Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется федеральным агентством воздушного транспорта в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, утвержденный Росавиацией 14 октября 2021 г.
В отношении проектируемого регулирования представляется необходимым отметить следующее.
1. В настоящее время проводится работа по оптимизации нормативного правового регулирования и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 24 августа 2021 г. N ДГ-П36-11485.
В отношении процедуры по выдаче разрешений, предусмотренной Постановлением N 527, в целях сокращения издержек субъектов предпринимательской деятельности считаем целесообразным руководствоваться "чек-листом" целевого состояния выдачи разрешения (допуска) (далее - "чек-лист"), разработанным Минэкономразвития России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и направленным в Минтранс России письмом от 3 сентября 2021 г. N 29468-АХ/Д24и.
С учетом указанного "чек-листа" предлагается рассмотреть предусмотренный проектом акта разрешительный режим в том числе в части:
подачи заявки на получение разрешения с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ);
уточнения вида электронной подписи, которой подписывается заявка;
уведомления заявителя о результатах предоставления государственной услуги по получению разрешения в автоматическом режиме посредством ЕПГУ сразу после принятия соответствующего решения;
реализации реестровой модели предоставления разрешения;
осуществления оценки соответствия заявителя обязательным требованиям преимущественно в автоматизированной форме, при которой документы проверяются программными средствами без участия человека;
сокращения срока подачи заявки, предусмотренного пунктом 7 Постановления N 527 в редакции проекта акта;
отмены разрешительного режима или его замены иной менее обременительной формой регулирования.
В случае невозможности с учетом специфики разрешительного режима реализации в проекте акта вышеуказанных критериев целевого состояния необходимо предоставить соответствующее обоснование в отношении каждого нереализованного критерия, предусмотренного "чек-листом".
2. Пунктом 2 постановляющей части проекта акта предусматривается срок его вступления в силу - по истечении 7 дней со дня его официального опубликования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Указанное требование не соблюдено в проекте акта.
В этой связи срок вступления в силу проекта акта должен быть установлен не ранее 1 сентября 2022 года.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона об обязательных требованиях нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что Постановление N 527 не приведено в соответствие Закону об обязательных требованиях, считаем необходимым предусмотреть в проекте акта изменения, предусматривающие установление срока действия Постановления N 527 не более шести лет.
3. Проектом акта предлагается увеличить срок для подачи заявки в отношении перевозок на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства и перевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства или в пределах территории Российской Федерации, если такие перевозки будут осуществляться на воздушных судах вместимостью не более 20 пассажиров, с 24 часов до начала выполнения перевозки до 10 рабочих дней (за исключением случая предоставления заявки российским юридическим лицом, действующим в качестве представителя иностранного эксплуатанта).
Согласно информации, представленной разработчиком в сводном отчете, проектируемое регулирование связано с многочисленными случаями наличия в заявке и (или) в прилагаемых документах недостоверной информации, в том числе в отношении прибывающих в Российскую Федерацию пассажиров и их количества.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Закона об обязательных требованиях необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. При этом оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
Разработчиком не проведена оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а именно не представлены сведения о количестве поступающих заявок, данные о количестве случаев предоставления недостоверной информации, а также последствия недостаточности проработки Росавиацией поступивших заявок.
В этой связи разработчиком не соблюден принцип обоснованности обязательных требований.
На основании изложенного увеличение сроков рассмотрения заявок в 14 раз не может быть признано обоснованным.
Более того, увеличение сроков выдачи разрешения сопряжено с дополнительными временными простоями воздушного судна и увеличением времени перевозки.
4. Проектом акта изменяется случай принятия решения о выдаче разрешений Росавиацией на выполнение нерегулярного (разового полета) в воздушном пространстве Российской Федерации без представления российскими эксплуатантами заключений о невозможности выполнения им перевозок, предусмотренных заявкой, или заключение о готовности самостоятельно выполнить указанные перевозки (далее - заключение).
Так, в настоящее время разрешается без заключения осуществлять перевозки в пределах территории Российской Федерации без принятия на борт воздушного судна в промежуточных пунктах маршрута перевозки пассажиров, почты, грузов.
Проектом акта предлагается исключить возможность такой перевозки почты и грузов без разрешения. Обоснование в сводном отчете и иных пояснительных материалах, представленных разработчиком, не приведено.
В этой связи проектируемое изменение не может считаться обоснованным.
5. Абзац восьмой пункта 12 Постановления N 527 в редакции проекта акта не синхронизирован с абзацем шестым пункта 12 Постановления N 527.
Так, в соответствии с абзацем шестым пункта 12 Постановления N 527 решение о выдаче разрешений Росавиацией на выполнение нерегулярного (разового полета) в воздушном пространстве Российской Федерации без представления заключения принимается для всех перевозок пассажиров с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации и (или) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства на воздушных судах вместимостью не более 20 пассажиров.
Проектом акта (изменения в абзац восьмой пункта 12 Постановления N 527) устанавливается условие для таких же перевозок - такое решение принимается только в случае, если коммерческая загрузка формируется за пределами территории Российской Федерации и не увеличивается на всех этапах перевозки. В случае уменьшения коммерческой загрузки персональный состав пассажиров не должен изменяться.
В соответствии со статьей 4 Закона об обязательных требованиях к принципам установления обязательных требований относится в том числе правовая определенность и системность, которые не соблюдены в проекте акта.
В целях однозначного трактования проектируемого регулирования считаем необходимым синхронизировать указанные нормы.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком не обосновано;
проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.