Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росфинмониторингом 05.03.2022 г.)
В соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В свою очередь, международно-правовые стандарты в области прав человека, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, вместе с тем предусматривают, что предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование, всякая дискриминация на основе религии или убеждений должны быть запрещены законом (Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965, Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.1981 о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950).
Кроме того, Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 предусмотрено принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования экстремистской деятельности.
Реализуя вышеобозначенные положения Конституции Российской Федерации и международных актов, а также во исполнение указания Президента Российской Федерации от 30.10.2020 N Пр-1757 проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона) предусматривает включение в сферу применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Ранее, полномочия в названной сфере были закреплены за Федеральной службой по финансовому мониторингу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 26.04.2021 N 248 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808" "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" и в Положение, утвержденное этим Указом".
Кроме того, соответствующее расширение сферы законодательства о ПОД/ФТ предусмотрено утвержденной Президентом Российской Федерации 30.05.2018 Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, согласно которой снижение экстремистских проявлений в обществе является основной целью национальной системы ПОД/ФТ.
В настоящее время субъекты исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) уже реализуют отдельные направления, связанные с противодействием финансированию экстремистской деятельности, в том числе связанные с применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень). Таким образом, возлагаемые законопроектом на финансовые организации новые обязанности уже частично связаны с реализуемыми в настоящее время и, в целом, будут касаться предоставления информации о финансовых операциях проверяемых лиц по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга).
С целью снижения регуляторной нагрузки, и учитывая, возможные сложности с выявлением в ходе финансового анализа данных, указывающих на мотив совершения преступлений (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы) законопроектом не предусматривается возложение на финансовые институты обязанности, связанной в выявлением операций, в отношении которых у них возникают подозрения, что они связанны с финансированием экстремистской деятельности (по аналогии с ранее закрепленным функционалом по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения, введенным Федеральным законом от 23.04.2018 N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения").
Законопроектом также расширяется перечень оснований для включения физических лиц в Перечень и исключения из него с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" (дополняется преступлениями, предусмотренными пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 1 статьи 213, статьей 280.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В целях имплементации положений Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной в г. Шанхае 15.06.2001, Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, заключенной в г. Астане 09.06.2017, законопроектом в статью 10 Федерального закона N 115-ФЗ вносятся уточнения, в части обмена информацией и правовой помощи в деятельности, связанной с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Также законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 12 Федерального закона N 115-ФЗ в целях исключения дублирования норм, содержащихся в статье 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Предлагается установить отложенный срок (с 1 января 2023 года) вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений с целью обеспечения принятия необходимых для их реализации подзаконных нормативных правовых актов и подготовки участников системы ПОД/ФТ к исполнению нового функционала.
Положения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вводимое регулирование направлено на борьбу с финансированием экстремизма.
Принятие законопроекта окажет в целом положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности".
Учитывая, что вопросы ПОД/ФТ выведены из-под действия Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" по аналогии из сферы его применения также выводятся отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований по линии противодействия финансированию экстремисткой деятельности. Тем не менее, вводимые законопроектом требования будут подлежать оценке соблюдения в рамках контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ (с учетом изменений в статью 9 1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты (федеральные законы) по вопросам, являющимся предметом правового регулирования проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.