Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении требований к критически важным объектам инфраструктуры морского порта, объектам речного порта (причалов), предназначеннымдля перегрузки нефтегрузов и опасных грузов, и внутренних водных путей всех форм собственности, правообладателями которых являются организации,в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности"
(подготовлен Минтрансом России 11.03.2022 г.)
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от _____________ N ______
ТРЕБОВАНИЯ
к критически важным объектам инфраструктуры морского порта, объектам речного порта (причалам), предназначенным для перегрузки нефтегрузов и опасных грузов, и внутренних водных путей, всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают требования к критически важным объектам инфраструктуры морского порта, объектам речного порта (причалам), предназначенным для перегрузки нефтегрузов и опасных грузов, и внутренних водных путей, всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования).
2. Настоящие требования применяются к объектам инфраструктуры морского порта, объектам речного порта (причалам), предназначенным для перегрузки нефтегрузов и опасных грузов, и внутренних водных путей, всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, отнесенных к критически важным объектам (далее - объекты).
3. Требования предназначены для применения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими критически важным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
II. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах
4. В режиме повседневной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:
1) разработка перечня мероприятий по обеспечению безопасности на объектах, относящихся к КВО, при возникновении чрезвычайных ситуаций;
2) организация осмотра КВО с принятием мер по устранению опасных природных процессов и явлений при необходимости;
3) проверка готовности эксплуатирующих организаций к выполнению работ по устранению ЧС на КВО;
4) организация взаимодействия эксплуатирующих организаций с органами власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, Росморречфлота и Росгидромета;
5) организация мероприятий по исполнению требований законодательства Российской Федерации в части обеспечения антитеррористической защищенности КВО.
III. Мероприятия по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах
5. Комплекс мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах:
разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
разработка и утверждение объектовых планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
создание и укомплектование координационных органов (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах);
создание и укомплектование органов управления (структурное подразделение организации, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
создание и укомплектование органов повседневного управления (подразделение организации, обеспечивающее ее деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях);
создание и укомплектование специально подготовленных сил и средств организаций, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сформированных в составе организации органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание приказа о создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка работников к действиям при чрезвычайных ситуациях согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485*(1) (далее - постановление N 1485).
сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению локальных и объектовых систем оповещения;
выполнение организациями, эксплуатирующими критически важные объекты, мероприятий по определению и уточнению показателей риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкции, изменения технологий, увеличения численности работников, изменения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, смены организации, эксплуатирующей критически важные объекты, или передачи такого объекта в аренду;
принятие организацией, эксплуатирующей критически важные объекты, компенсирующих мер в случае выявления при эксплуатации критически важного объекта превышения показателей риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными значениями показателей;
организация и проведение учений и тренировок с работниками организации по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуациий природного и техногенного характера, утвержденному постановлением N 1485.
IV. Мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах
6. При возникновении ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) создание оперативного штаба по ликвидации ЧС на КВО и реализация плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
2) оценка обстановки с представлением в федеральные органы исполнительной власти донесения о складывающейся обстановке, привлеченных силах и средствах, проводимых и планируемых мероприятиях по реагированию на ЧС;
3) направление оперативных групп на объекты, на которых возникла ЧС;
4) своевременное информирование руководителей предприятий и организаций, эксплуатирующих объекты транспортного комплекса, судовладельцев;
5) информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) СМИ о ситуации, складывающейся на КВО, и принятых мерах для ликвидации ЧС;
6) оперативная актуализация перечня мероприятий в зависимости от технического состояния объектов КВО при ЧС;
7) информирование операторов морских терминалов, стивидорных компаний, владельцев судов портового флота и других организаций, эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры, а также российских судовладельцев, осуществляющих каботажное плавание либо плавание в пределах морского порта, бассейна внутренних водных путей;
8) взаимодействие с комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации,территориальными органами МЧС России, Росморречфлота, Росгидромета;
9) контроль владельцами КВО за деятельностью эксплуатирующих организаций, направленной на ликвидацию последствий ЧС;
10) участие в проведении аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации ЧС природного или техногенного характера на участке бассейна внутренних водных путей, морского или речного порта.
V. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов в чрезвычайных ситуациях
7. В целях обеспечения устойчивого функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО в ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) организация надежной и устойчивой связи с оперативными группами;
2) закрепление ответственных работников для обеспечения контроля за КВО;
3) утверждение графика круглосуточного дежурства групп оперативного реагирования в эксплуатирующих организациях;
4) внесение в договоры аренды объектов инфраструктуры морского и речного порта разделов о порядке расположения ответственных работников, обеспечивающих контроль за КВО, в специализированном месте с необходимыми материально-техническими средствами.
VI. Порядок проведения оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определения достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования таких объектов и жизнедеятельности работников этих организаций
8. Для проведения оценки готовности критически важного объекта приказом владельца организации, эксплуатирующей объект инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта, относящийся к КВО, (далее - руководитель организации) создается комиссия по оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации (далее - комиссия).
В приказе указывается состав комиссии (председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь комиссии), порядок и срок проведения проверки.
9. Председателем комиссии может быть назначен руководитель организации или должностное лицо из числа его заместителей.
В состав комиссии рекомендуется включать руководителей подразделений организации и их заместителей, специалистов (экспертов) в области гражданской обороны, пожарной безопасности, инженерно-технических систем и представителей организации, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта, а также иных работников организации по решению руководителя в качестве членов комиссии.
10. К работе в составе комиссии с учетом категорий значимости критически важного объекта по согласованию могут привлекаться:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения такого объекта;
в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по месту нахождения такого объекта;
в отношении критически важных объектов муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по месту нахождения такого объекта.
11. К работе в составе комиссии всех категорий значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию, опыт работы и правоустанавливающие документы, в том числе документы о праве выполнения работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства и (или) объектов использования атомной энергии, а также сведения об уровне ответственности организации обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам,в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
12.Оценка готовности критически важных объектов комиссией включает в себя:
проверку показателей степени риска критически важного объекта и методов их определения;
анализ возможного воздействия на критически важный объект чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних потенциально опасных объектах, инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуации (далее - ЧС);
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий и чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте;
проверку разработанного и утвержденного на критически важном объекте плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверку наличия на критически важном объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов, в том числе за пределами территории критически важного объекта;
контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны, и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами (при их наличии);
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в них работников и возможности управления процессом в условиях чрезвычайных ситуаций;
оценка наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование критически важного объекта при чрезвычайной ситуации;
анализ наличия и технически исправного состояния локальных и объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью;
анализ и оценка готовности сил и средств организации к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководителей работников и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайной ситуации);
оценка выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории критически важного объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации;
анализ выводов экспертизы декларации промышленной безопасности критически важного объекта и выполнения рекомендаций экспертной организации по предупреждению чрезвычайных ситуаций (при наличии);
проверка распорядительных документов о создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, максимального размера застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, порядок возмещения ущерба в случае аварии (при необходимости).
13. Для оценки готовности гидротехнических сооружений, отнесенных к критически важным объектам, к предупреждению чрезвычайных ситуаций применяются дополнительные требования:
анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на гидротехническом сооружении (для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий дополнительно границ зон вредного воздействия на окружающую среду);
анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);
анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);
анализ оценки степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);
анализ оценки величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии;
оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.
14. Для оценки готовности потенциально опасных объектов, отнесенных к критически важным объектам, расположенных в районах возможного воздействия опасных природных факторов, к предупреждению чрезвычайных ситуаций применяются дополнительные требования:
исследование всех возможных опасных природных воздействий на потенциально опасный объект;
анализ значений природных нагрузок по каждому из опасных природных воздействий с учетом их периодичности и интенсивности воздействия на потенциально опасный объект;
оценка последствий возможного воздействия сверх расчетных опасных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование потенциально опасного объекта, выявление степени и характера возможных повреждений;
анализ полученных зон возможного поражения работников опасных производственных объектов и населения с учетом воздействия вторичных поражающих факторов от аварий, возникающих при повреждении зданий, сооружений и технологического оборудования;
оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;
оценку возможной величины и структуры материального ущерба в результате воздействия опасных природных факторов;
анализ мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в районах возможного воздействия опасных природных факторов с учетом периодичности и интенсивности воздействия сверх расчетных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование опасных производственных объектов и возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.
15. Для оценки готовности потенциально опасных объектов, отнесенных к критически важным объектам, на которых обращаются опасные отходы,к предупреждению чрезвычайных ситуаций применяются дополнительные требования:
анализ соответствия класса опасности отходов, определенного по критериям, установленным специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;
контроль наличия паспорта опасных отходов;
проверку наличия и состояния технических систем, исключающих распространение опасных отходов и возможность возникновения чрезвычайной ситуации;
контроль подготовки лиц, допущенных к обращению с опасными отходами в части вопросов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, наличия у них свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами;
анализ значений возможных воздействий при обращении с опасными отходами на работников, население и окружающую природную среду при возникновении чрезвычайных ситуаций;
анализ мероприятий по предупреждению и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом возможных воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом обращения опасных отходов;
оценку возможной величины и структуры материального ущерба в результате опасных воздействий при чрезвычайной ситуации, возникающей при обращении с опасными отходами;
исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами силами промышленного объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами.
16. Оценка готовности реконструируемых потенциально опасных объектов, отнесенных к критически важным объектам, к предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом изменения потенциальной опасности объекта, связанной с изменением количества потенциально опасного вещества, изменением количества особо опасных производств на объекте, изменением технологического процесса и др.
17. Проведение оценки готовности критически важного объекта предусматривается с учетом категории значимости с периодичностью:
не реже одного раза в год для критически важных объектов федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года для критически важных объектов регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет для критически важных объектов муниципального уровня значимости.
18. План проведения оценки готовности по каждому критически важному объекту, согласно срокам, установленным пунктом 16 настоящих Требований, разрабатывается владельцем инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.
19. Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и формирование выводов по итогам проведения оценки готовности.
20. Оценка готовности критически важных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуации в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к настоящим требованиям (далее - акт).
Акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт хранится в организации, эксплуатирующей критически важный объект.
21. В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
22. По результатам оценки готовности и достаточности мер критически важного объекта комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией по обеспечению устойчивости функционирования такого объекта и жизнедеятельности работников этой организации.
Показатели формируются комиссией и содержат итоговое решение "готов" или "не готов" при наличии значений:
"готов" при выполнении требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами;
"не готов" при выявлении одного или нескольких нарушений требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
23. Выполнение настоящих Требований, а также соблюдение законодательства Российской Федерации в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволят обеспечить достаточность мер по устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.
-------------------------------------------
*(1) Подпункт в) части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. No 68-ФЗ (Собрание законодательства Россииской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68).
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.