Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(подготовлен Минпросвещения России 14.03.2022 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 30, ст. 4217,4257; 2015, N 1, ст. 53, N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 9, N 27, ст. 78; N 27, ст. 4160, 4219, 4238, 4246; 2018, N 28, ст. 4152, N 53, ст. 8423; 2019, N 10, ст. 887, N 25, ст. 3160, N 30, ст. 4134, N 49, ст. 6962, N 52, ст. 7796; 2020, N 17, ст. 2725, N 22, ст. 3379, N 31, ст. 5062, 5063; 2021, N 1, ст. 56, N 15, ст. 2452, N 18, ст. 3058, 3071, N 22, ст. 3679) следующие изменения:
1) в пункте 7 части 1 статьи 3 слова "форм обучения, методов обучения и воспитания" заменить словами "методов и средств обучения и воспитания";
2) часть 5 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"5. Образование обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, которым по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, организуется в образовательных организациях, в том числе в санаторных, в организациях, осуществляющих обучение, с проведением в таких организациях необходимых лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями также на дому или в медицинских организациях. Основаниями для организации образования на дому являются заключение медицинской организации о наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, и обращение в письменной форме родителей (законных представителей), для организации образования в медицинских организациях - медицинские документы, подтверждающие факт длительного лечения в медицинской организации в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, и обращение в письменной форме родителей (законных представителей).";
3) в статье 42:
а) пункт 3 части 2 изложить в следующей редакции:
"3) медицинскую реабилитацию и медицинские мероприятия;";
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также:
1) оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в том числе в части:
а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;
б) методической помощи в разработке и реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, в разработке и реализации индивидуальных учебных планов;
в) методической помощи в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся;
г) методической помощи в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению и воспитанию обучающихся;
2) осуществляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей.";
в) в части 5 слова "в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций." заменить словами "в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.";
г) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.";
4) в части 5 статьи 43 слова "и различными формами умственной отсталости" заменить словами "или нарушениями интеллекта";
5) в пункте 1части 3 статьи 44 слова ", а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии)" исключить;
6) в пункте 2 части 3 статьи 47 слова "форм, средств, методов" заменить словами "методов и средств";
7) пункт 6 части 1 статьи 48 дополнить словами "и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;";
8) в части 13 статьи 60 слова "с различными формами умственной отсталости" заменить словами "с нарушениями интеллекта";
9) в статье 79:
а) части 1-3 изложить в следующей редакции:
"1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья невозможно или затруднено.";
б) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, услуг тьюторов, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является расходным обязательством Российской Федерации.";
в) в части 5 слова "с умственной отсталостью," заменить словами "с нарушениями интеллекта,", слова "со сложными дефектами" заменить словами "с тяжелыми и множественными нарушениями развития";
г) часть 8 признать утратившей силу;
д) в части 9 слова "с различными формами умственной отсталости" заменить словами "с нарушениями интеллекта";
е) части 10 и 11 признать утратившими силу.
Статья 2
Внести в статью 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 49, ст. 6928; 2021, N 22, ст. 3687) следующие изменения:
1) часть четвертую после слов "адаптированными образовательными программами" дополнить словами "(при наличии соответствующих рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии)";
2) часть седьмую изложить в следующей редакции:
"Необходимые специальные условия для получения инвалидами образования и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, создаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Президент |
В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.