Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
от 19 февраля 2009 г. к N 35, п. 2.4
по проекту федерального закона N 102249-5 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка выдачи разрешения на строительство), внесенному депутатом Государственной Думы В.Л. Горбачевым
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 102249-5 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка выдачи разрешения на строительство), внесенный депутатом Государственной Думы В.Л. Горбачевым, и сообщает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми выдача разрешения на строительство не требуется не только в случаях, прямо предусмотренных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, но и в случаях, установленных иными федеральными законами.
Комитетом не может быть поддержана концепция предлагаемых изменений по следующим причинам.
Необходимость внесения соответствующих изменений обосновывается автором законопроекта тем, что в настоящее время уже приняты некоторые федеральные законы, которые, помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулируют вопросы выдачи разрешений на строительство. Среди данных законопроектов выделяется Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Так, согласно статье 8 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" органы управления особыми экономическими зонами выдают разрешения на строительство. В соответствии со статьей 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию выдают федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации при утверждении Программы строительства.
Вместе с тем указанные федеральные законы не устанавливают каких-либо новых случаев, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Данные федеральные законы лишь определяют органы, уполномоченные выдавать разрешения на строительство определенных объектов. В этой связи ссылки автора законопроекта на указанные федеральные законы как на устанавливающие новые случаи, в соответствии с которыми не требуется выдача разрешения на строительство, являются несостоятельными и не соответствующими действительности.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации именно данный Кодекс составляет базу всей системы законодательства о градостроительной деятельности, определяет правовые основы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, строительства, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства и др.
Градостроительный кодекс представляет собой систематизированный комплексный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений, выступающий основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Именно в кодексе формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Кодифицированный акт имеет целью создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия.
Таким образом, учитывая особую важность вопросов, связанных с выдачей разрешения на строительства, такие вопросы урегулированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации посредством установления перечня случаев, когда не требуется выдача разрешения на строительство. В то же время, если в процессе правоприменения возникнет потребность отнести к объектам, выдача разрешения на строительство которых не требуется, какие-либо новые объекты строительства, то в таком случае необходимо вносить изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, принятие данного законопроекта, позволяющего в отраслевых федеральных законах, количество которых неограниченно, устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не производится, значительно затруднит деятельность должностных лиц органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство, а также осуществление контроля за их деятельностью, создаст дополнительные условия для злоупотреблений.
Федеральные законы в области градостроительной деятельности, которые в соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации входят в систему законодательства о градостроительной деятельности, должны приниматься во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентировать вопросы, не урегулированные Кодексом, углублять правовое регулирование отношений. которые в Кодексе не нашли достаточно полного отражения и не противоречить положениям Кодекса.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 102249-5 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка выдачи разрешения на строительство), внесенный депутатом Государственной Думы В.Л. Горбачевым, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.