Заключение Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2008 г. N 33/3.2
по проекту федерального закона N 118175-5 "Об особенностях передачи имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации Ростехнологии", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Пехтиным, А.Н. Чилингаровым, В.С. Тимченко, М.В. Бабичем, Т.Л. Воложинской, Ю.О. Исаевым, И.И. Квиткой, М.П. Ненашевым, Н.В. Панковым, А.Е. Хинштейном, членом Совета Федерации В.А. Озеровым
Рассмотрев проект федерального закона N 118175-5 "Об особенностях передачи имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Пехтиным, А.Н. Чилингаровым, В.С. Тимченко, М.В. Бабичем, Т.Л. Воложинской, Ю.О. Исаевым, И.И. Квиткой, М.П. Ненашевым, Н.В. Панковым, А.Е. Хинштейном, членом Совета Федерации В.А. Озеровым, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается ряд правовых инструментов, направленных на регулирование особенностей передачи имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Корпорация) и связанных с этим организационных вопросов деятельности Корпорации, в том числе:
упрощение порядка формирования, передачи и регистрации, имущества, акционируемых федеральных государственных унитарных предприятий;
определение порядка сохранения за создаваемыми акционерными обществами прав на осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
наделение Корпорации на переходный период полномочиями собственника государственного имущества.
Кроме этого законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "О государственном оборонном заказе" и "Об экспортном контроле", предоставляющие Корпорации право участия в межведомственном координационном органе по экспортному контролю, а также наделяющие ее полномочиями получателя и распорядителя бюджетных средств.
В целях повышения эффективности административного и экономического управления Корпорацией законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части наделения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью правом передачи полномочий единоличного исполнительного органа некоммерческой организации.
Указанные меры, по мнению Комитета, в целом направлены на совершенствование организации передачи имущественного взноса Российской Федерации Корпорации, а также:
создание условий для эффективной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";
усиление инвестиционной привлекательности организаций Корпорации;
сохранение и упорядочение имущественной основы производственно-хозяйственной деятельности Корпорации;
приведение организационной, правовой и управленческой структуры организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствие с целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее:
1) в статье 5 законопроекта не установлены временные границы переходного периода, что не позволяет определить продолжительность действия дополнительных полномочий, которыми наделяется Корпорация. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года N 1052 "Вопросы государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в акционерные общества и передача их в собственность Корпорации осуществляется в 9-месячный срок, однако в пояснительной записке к законопроекту указан предварительный срок от одного года до двух лет. При этом, очевидно, что акционирование различных предприятий будет завершаться в разные сроки и применение к ним после окончания этого процесса дополнительных полномочий Корпорации, рассчитанных на переходный период для всего перечня предприятий, нецелесообразно и может оказать негативное влияние на устойчивость и рыночные принципы ведения их хозяйственной деятельности;
2) перечень полномочий Корпорации, согласно части 1 статьи 5 законопроекта, делегируемых ей Российской Федерацией, как собственника имущества в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не предусматривает деления их между структурными органами Корпорации, как предусмотрено в Федеральном законе "О Государственной корпорации "Ростехнологии". Так, передача без необходимого обоснования части функций (пункты 3, 4, 5, 10, 12 - 15) наблюдательного совета генеральному директору, как единоличному исполнительному органу, может привести к отходу от принципов коллегиальности и публичности принятия части важных организационных и хозяйственных решений и трудностям их контроля со стороны государства.
Кроме того, наделение генерального директора избыточными функциями, не связанными непосредственно с особенностями правового регулирования вопросов переходного периода (3 - 5, 10 - 12, 15 - 20), может нарушить действующую систему принятия решений в части оборонно-промышленного комплекса через наблюдательный совет и военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации;
3) изменения, вносимые в статью 1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (статья 13 законопроекта), предполагают наделение Корпорации правами государственного заказчика. Однако согласно статье 5 того же Федерального закона основные функции государственного заказчика связаны не только с размещением оборонного заказа и его финансированием, но и с решением организационно-технических вопросов, обеспечивающих контроль, опытно-конструкторскую разработку, военно-техническое сопровождение, принятие на вооружение и утверждение конструкторской документации, что является исключительным правом государства, как потребителя военной продукции. Передача этих функций исполнителю государственного оборонного заказа может привести к снижению качества военной продукции, неконтролируемому ценообразованию и перестройке всей системы контроля со стороны военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.
Приведенные проблемы, по мнению Комитета, требуют дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.