Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Согласно статье 1 законопроекта сфера его действия определяется как правовое регулирование особенностей отношений, возникающих в процессе преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и передается в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Корпорация).
Однако в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" особенности правового положения государственной корпорации, формирования уставного капитала устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Таким образом, законопроект не имеет самостоятельного предмета регулирования в части, касающейся особенностей передачи Корпорации имущественного взноса Российской Федерации. Эти вопросы должны быть урегулированы Федеральным законом "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 законопроекта предусматривается, что имущество, в том числе акции, передаваемые Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, не будет учитываться в реестре федерального имущества.
Решение этого вопроса не требует самостоятельного регулирования на уровне федерального закона, поскольку институт учета федерального имущества в отличие от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества установлен актом Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447).
Для решения вопроса достаточно акта Правительства Российской Федерации.
Не поддерживается предлагаемый механизм передачи земельных участков преобразуемым хозяйственным обществам, 100 процентов акций которых подлежат передаче в качестве имущественного взноса Российской Федерации (пункты 3 и 4 части 1 статьи 2 законопроекта). Земельные участки, предоставленные подлежащим преобразованию федеральным государственным унитарным предприятиям на праве аренды, могут находиться не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических и физических лиц.
Положения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 2 законопроекта нарушают право собственности лиц - владельцев земельных участков, что противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Предлагаемый подход к установлению размера арендной платы (пункты 5 и 6 части 1 статьи 2 законопроекта) не согласуется со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2, части 2 статьи 3, статье 6 законопроекта условием принятия решения о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества является согласование федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом этого решения с Корпорацией.
Порядок и условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества определяются Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Поэтому не ясно, о согласовании каких условий приватизации с Корпорацией федеральным органом исполнительной власти идет речь.
В процедуре приватизации, установленной указанным Федеральным законом, не предусмотрено участие некоммерческих организаций, каковой является Корпорация.
Кроме того, необходимо отметить, что процедура и порядок такого согласования законопроектом не установлены.
Частью 3 статьи 3 законопроекта предусматривается утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, методических рекомендаций по вопросам практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество при приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых передаются в качестве имущественного взноса при приватизации указанного имущества.
Однако федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предусматриваемое статьей 4 законопроекта регулирование сохранения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения за организациями, в отношении которых приняты решения о передаче находящихся в федеральной собственности акций (долей, имущества) этих организаций в качестве имущественного взноса Российской Федерации Корпорации, и другими организациями должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (статья 12).
В целях сокращения сроков передачи имущественного взноса законопроектом предлагается установить переходный период, в течение которого Корпорация будет наделена полномочиями по осуществлению прав собственника имущества организаций, подлежащего внесению в качестве имущественного взноса Российской Федерации, и акционера от имени Российской Федерации (статья 5 законопроекта). Указанное предложение может быть поддержано только в случае закрепления в Законе срока действия указанного периода до 2011 года.
Учитывая, что управление федеральной собственностью и, следовательно, порядок осуществления таких полномочий определяется Правительством Российской Федерации, предлагается часть 1 статьи 5 законопроекта после слов "в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - передаваемые предприятия), и осуществляет" и часть 2 статьи 5 законопроекта после слова "осуществляет" дополнить словами "в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации".
Во избежание возможных нарушений прав миноритарных акционеров необходимо проработать вопрос совершения Корпорацией сделок, в отношении которых Корпорация в установленном порядке может быть признана заинтересованным лицом.
Предлагаемые изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", позволяющие наделить Корпорацию функциями единоличного исполнительного органа таких обществ (статьи 9, 10 и 12 законопроекта) не поддерживаются, как не соответствующие статусу государственной корпорации и правовому регулированию института единоличного исполнительного органа обществ.
Пунктом 2 статьи 11 законопроекта предусматривается внесение в статью 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменений, согласно которым исключается регулирование данной статьей предоставления бюджетных инвестиций не только юридическим лицам, являющимся государственными и муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, но и хозяйственными обществами, 100 процентов акций (долей, имущества) которых находится в государственной или муниципальной собственности или собственности государственных корпораций.
Вместе с тем предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, которые предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов, регулируется статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изменения в которую законопроектом не предусматриваются.
Предложение о наделении Корпорации полномочиями распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств на постоянной основе (пункт 3 статьи 11 законопроекта) не согласуется с особенностями организационно-правового статуса Корпорации.
Однако в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетным учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый 2009 и 2010 годов" предусматривалось направление субсидий Корпорации в виде имущественного взноса для распределения некоммерческим организациям.
Не поддерживается предложение о внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", наделяющих Корпорацию отдельными полномочиями государственного заказчика (статья 13 законопроекта), поскольку акционерные общества, акции которых переданы Российской Федерацией в виде имущественного взноса Корпорации, осуществляют свою деятельность по государственному оборонному заказу в качестве головных исполнителей (исполнителей) работ по контрактам (договорам), заключаемым в установленном порядке с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и иными федеральными органами исполнительной власти.
При необходимости наделения Корпорации отдельными полномочиями государственного заказчика в рамках исполнения государственного оборонного заказа эти вопросы подлежат решению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании изложенного при условии учета указанных замечаний законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 25 февраля 2009 г. N 741п-П7 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 118175-5 "Об особенностях передачи имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Пехтиным, А.Н. Чилингаровым, В.С. Тимченко, М.В. Бабичем, Т.Л. Воложинской, Ю.О. Исаевым, И.И. Квиткой, М.П. Ненашевым, Н.В. Панковым, А.Е. Хинштейном, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Озеровым"
Текст письма официально опубликован не был