Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции от 1 мая 2007 г.).
Разработка проекта технического регламента "Безопасность низковольтного оборудования" проведена в соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р.
Объектом технического регулирования данного технического регламента является электрическое оборудование, номинальное рабочее напряжение которого находится в следующих диапазонах:
напряжение постоянного тока от 50 В до 1500 В включительно;
напряжение переменного тока от 50 В до 1000 В (действующее значение) включительно, при частоте переменного тока до 1000 Гц включительно;
оборудование, работающее при номинальном значении напряжения до 50 В, при условии, что в случае неисправности произведение напряжения и силы тока не превысит 15 В.А;
химические источники тока;
блоки питания, встроенные в абонентские средства связи.
Объекты технического регулирования, принятые в законопроекте, соответствуют объектам технического регулирования, установленным в Европейской директиве Нового подхода 73/23 EEC "Низковольтное оборудование".
Разработка технического регламента "Безопасность низковольтного оборудования" основана на следующих принципах.
1. Установление предъявляемых к низковольтному оборудованию требований с учетом степени риска причинения вреда.
2. Максимальное приближение к процедурам и схемам подтверждения соответствия, установленным в европейских директивах "Нового подхода" и "Глобального подхода", с использованием модулей подтверждения соответствия, основанных на принятии изготовителем продукции декларации о соответствии, а учет также в схемах сертификации правил, установленных в Схеме взаимного признания результатов испытания электрооборудования на соответствие стандартам Международной Электротехнической Комиссии, участником которой является Российская Федерация.
3. Возможность использования (на добровольной основе) национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами, в качестве доказательной базы при подтверждении соответствия низковольтного оборудования требованиям технического регламента.
4. Возможность использования имеющейся в России испытательной базы, аккредитованной в рамках Системы сертификации ГОСТ Р и насчитывающей более 300 испытательных лабораторий, для целей подтверждения соответствия требованиям технического регламента.
5. Учет практического опыта, накопленного в процессе работ по подтверждению соответствия низковольтного оборудования в Системе сертификации электрооборудования, а также в международной системе сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ) (стандартам типа МЭК 335-1 "Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие требования и методы испытаний", МЭК 60335-2 "Дополнительные требования к конкретным бытовым электрическим приборам" - около 100 стандартов, МЭК 60598-2 "Светильники" - свыше 20 стандартов), где российский орган по сертификации признан в качестве выдающего и признающего сертификаты.
6. Использование при разработке технического регламента общих для всех объектов технического регулирования требований и предоставление изготовителю (продавцу) продукции возможности выбора форм и схем подтверждения соответствия.
Проект технического регламента подготовлен в форме федерального закона, который содержит 20 статей, сгруппированных в 3 главы и 2 раздела (раздел I - "Технический регламент. Безопасность низковольтного оборудования", раздел II - "Заключительные и иные положения")
Проект технического регламента прошел этап публичного обсуждения.
Продукция, входящая в сферу применения данного регламента, разделяется на группы по уровню риска. Перечни низковольтного оборудования, относящегося к каждой группе риска, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для продукции с меньшим уровнем риска устанавливается больший срок действия деклараций.
По собственной инициативе заявитель может использовать одну из приведенных в проекте схем сертификации независимо от уровня риска заявленной продукции.
Проект технического регламента одобрен Правительственной комиссией по техническому регулированию.
Актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению в связи с принятием этого законопроекта, нет.
В связи с принятием настоящего законопроекта Правительство Российской Федерации должно обеспечить разработку и утвердить следующие нормативные правовые акты:
перечни низковольтного оборудования, относящегося к каждой группе риска или не относящегося ни к одной группе риска;
перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов низковольтного оборудования;
порядок выполнения работ по подтверждению соответствия низковольтного оборудования.
Расходов средств федерального бюджета в связи со вступлением в силу технического регламента не предусматривается.
Финансово-экономическое обоснование
принятия федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования"
Низковольтное оборудование характеризуется повышенным риском причинения вреда при его использовании.
Законопроект не предполагает снижение уровня риска для низковольтного оборудования в связи с тем, что позволяет изготовителю оборудования обращаться на добровольной основе к нормативным документам, требования и методы испытаний которых используются для подтверждения соответствия в настоящее время. Поэтому не потребуется вкладывать средства в принципиальное переоснащение существующей испытательной базы.
Часть требований к низковольтному оборудованию, существующих в настоящее время, не включены авторами в законопроект, как не соответствующие Федеральному закону "О техническом регулировании" и излишне препятствующие предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно прогнозировать снижение расходов изготовителя, необходимых для поддержания существующего уровня риска. Это приведет к положительному экономическому эффекту от принятия данного закона.
Необходимо отметить ряд других факторов, содействующих положительному экономическому эффекту:
увеличение объема реализуемой продукции в связи с проведением политики по сбалансированному применению декларирования и обязательной сертификации;
повышение конкурентоспособности продукции в результате выполнения требований, установленных техническим регламентом;
повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики в сфере производства низковольтного оборудования.
Реализация этих положений позволит увеличить выпуск продукции и объем налогооблагаемой базы.
Сложившаяся к настоящему времени инфраструктура государственного контроля (надзора) сможет обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента "Безопасность низковольтного оборудования" без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Кроме того, экономию средств государственного бюджета следует ожидать от сокращения расходов за счет исключения дублирования функций органов государственного контроля (надзора).
Предполагается, что результирующий экономический эффект составит не менее 0,1% от объема производства низковольтного оборудования уже в первые три года. В последующие годы эффект должен составить не менее 0,2% от объема производства в стране низковольтного оборудования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства.
Принятию в связи с данным законопроектом подлежат следующие акты Правительства Российской Федерации:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Перечней низковольтного оборудования, относящегося к каждой группе риска.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения работ по обязательному подтверждению соответствия низковольтного оборудования, включая признание международных сертификатов соответствия".
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов низковольтного оборудования.
Обоснование необходимости принятия
федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования"
Низковольтное оборудование (НВО) является источником повышенной опасности.
Так, по данным МЧС России, ежегодно по причине неисправностей электропроводки, телевизоров и электрокаминов происходит свыше 50000 пожаров, на которых погибает более 2000 человек. Ежегодно на производстве в результате поражения электрическим током погибает около 100 человек. Имеются зарубежные данные об отзывах опасной продукции электрооборудования с рынка.
Требования к НВО, устанавливаемые в настоящем техническом регламенте, соответствуют требованиям, действующим в Российской Федерации, и основаны на нормативной базе, состоящей примерно из 400 российских национальных стандартов, из которых около 300 соответствуют стандартам Международной электротехнической комиссии.
Реализованный в проекте технического регламента принцип установления требований безопасности, предъявляемых к продукции низковольтного оборудования с учетом степени риска причинения вреда, соответствует принципу установления требований в Европейской Директиве 73/23/ЕЕС "Низковольтное оборудование".
Процедуры и схемы подтверждения соответствия установлены в соответствии с модулями подтверждения соответствия, используемыми в европейских директивах "Нового подхода" и "Глобального подхода", а также с учетом правил, установленных в системе Международной электротехнической комиссии по подтверждению результатов испытаний и сертификации электрооборудования, участником которой является Российская Федерация.
Таким образом, принятие федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования", разработанного на основе положений Федерального закона "О техническом регулировании" с учетом международного опыта в этой сфере деятельности, обеспечит гармонизацию законодательства о техническом регулировании с положениями Европейской Директивы 73/23/ЕЕС. Соблюдение российскими производителями требований данного технического регламента в большинстве случаев будет означать соответствие низковольтного оборудования обязательным требованиям, установленным в странах ЕС, что будет способствовать устранению технических барьеров в области торговли между странами - членами ЕС и Россией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.