Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 2009 г. N 3.9-36/3.1
по проекту федерального закона N 118152-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнология"#
(в части уточнения цели, функций и полномочий госкорпорации)
(внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Пехтиным, А.Н. Чилингаровым, В.С. Тимченко и др.)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 118152-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнология"# и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить Государственной корпорации "Ростехнология" (далее - Корпорация) право участвовать в выполнении государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, мобилизационного плана, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества, а также наделить Корпорацию правами распорядителя и получателя бюджетных средств и полномочиями государственного заказчика.
Согласно законопроекту Корпорация уполномочивается осуществлять деятельность по предупреждению банкротства организаций оборонной промышленности и других отраслей экономики, в которых Корпорация в силу участия в уставном капитале или наличия договорных отношений имеет возможность влиять этими организациями решения.#
Законопроект предусматривает также ежегодное внесение в качестве имущественного взноса Российской Федерации средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации "Ростехнология" имущество Корпорации, формируется в том числе за счет имущественного взноса Российской Федерации, федерального и иного имущества, передаваемого Корпорации. В законопроекте предлагается уточнить, что к числу передаваемого Корпорации федерального имущества относятся также земельные участки, отнесенные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте.
В законопроекте предлагается расширить направления использования прибыли Корпорации и установить, что помимо целей ее создания - содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей такой продукции иных организаций - прибыль может направляться на иные цели, согласованные с наблюдательным советом Корпорации, а также на благотворительную деятельность.
В законопроекте уточняются полномочия генерального директора, наблюдательного совета и научно-технического совета Корпорации.
Комитет по собственности поддерживает положения законопроекта, направленные на повышение эффективности деятельности Корпорации, ее органов управления, в частности, наделение Корпорации правом получателя и распределителя бюджетных средств.
Вместе с тем, по мнению Комитета, предоставление Корпорации полномочий государственного заказчика не соответствует установленным Федеральным законом "О Государственной корпорации "Ростехнология" целям и основным функциям Корпорации, поскольку содействие производству, разработке, экспорту высокотехнологичной продукции не предполагает предусмотренных Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" функций государственного заказчика - организация и проведение конкурсного размещения оборонного заказа среди различных предприятий отрасли, в т.ч. не входящих в Корпорацию; осуществление объективного контроля за использованием головным исполнителем (исполнителем) финансовых средств, выделенных на выполнение оборонного заказа; осуществление финансового и технологического контроля, аналогичного Военным представительствам Министерства Обороны Российской Федерации за выполнением работ, как на отдельных этапах, так и в целом, организация и проведение государственных испытаний опытных образцов вооружения и военной техники, осуществление комплексной подготовки документации для принятия их на вооружение; утверждение конструкторской документации для осуществления серийного производства вооружения и военной техники. В этой связи соответствующее положение законопроекта целесообразно исключить.
В связи с тем, что согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" его действие на Корпорацию не распространяется, необходимо при подготовке законопроекта ко второму чтению конкретизировать формы и механизм участия Корпорации в досудебных процедурах, связанных с предотвращением банкротства организаций оборонного комплекса.
Комитет по собственности не считает обоснованным положение законопроекта о передаче в собственность Корпорации ограниченных в обороте земельных участков. Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков, однако в законопроекте не определено - какие именно земельные участки из данного перечня передаются в собственность Корпорации, а также основания их передачи. Комитет по собственности полагает возможным в необходимых случаях передавать земельные участки, необходимые для функционирования Корпорации, на праве аренды.
Комитет также отмечает, что как содержащийся в действующей редакции части 1 статьи 5 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнология" механизм передачи федерального имущества в собственность Корпорации, так и предложение о расширении видов передаваемого имущества не являются эффективными с точки зрения обеспечения прозрачности распоряжения федеральным имуществом, контроля за целевым характером его использования, получения доходов бюджетами всех уровней от объектов федерального имущества. По мнению Комитета по собственности, более целесообразным является предоставление Корпорации объектов федерального имущества, в том числе недвижимого имущества и акций акционерных обществ, на праве доверительного управления.
Не поддерживается Комитетом по собственности предложение о фактическом снятии любых ограничений в использовании прибыли Корпорации, поскольку такая новелла,# что противоречит основным целям создания Корпорации и концептуальным положениям Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнология".
Положения законопроекта об уточнении полномочий органов управления Корпорации, связанные с участием в разработке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и участия в его заседаниях, необходимо привести в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
По мнению Комитета по собственности законопроект должен быть дополнен нормами, определяющими конкретные показатели эффективности работы Корпорации в сфере модернизации и развития высокотехнологичных производств, а также мерами ответственности руководства Корпорации за не достижение поставленных Президентом России задач по их выполнению. Представляется, чтобы содействие со стороны Корпорации государственной политики в области развития и внедрения инновационных технологий должно выражаться не в делегировании Корпорации - на что по сути и направлен рассматриваемый законопроект - части определенных государственных полномочий по распределению средств федерального бюджета и монополизации отдельных секторов рынка, а на создание условий, способствующих развитию в этой области экономики конкурентной среды и эффективной работе хозяйствующих субъектов.
Также законопроект нуждается в дополнении положениями о независимом контроле за деятельностью Корпорации и ее публичной открытости. Указанные нормы крайне важны для обеспечения прозрачности деятельности Корпорации и исключения возможных злоупотреблений в отношении предоставленных ей государственных активов.
В частности действующая редакция Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнология" предоставляет Корпорации по сути неограниченные возможности для бесквитрольной передачи своего имущества и денежных средств другим юридическим лицам. Какого-либо реального контроля над крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, законодательством не предусмотрено. Наконец законом не предусматривается и конкретного механизма контроля за эффективностью управления переданным Корпорации имуществом со стороны учредителя - Российской Федерации. Парадокс заключается в том, что даже аудитор Корпорации утверждается ее наблюдательным советом, т.е. органом, деятельность которого сама может является объектом контроля. Очевидно, что назначение аудитора должно быть исключительной прерогативой учредителя. Итогом подобного подхода становится подмена нормативного регулирования индивидуально-правовым, практически выводящим деятельность ГК "Ростехнологии" за пределы регулярного правового поля.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности считает необходимым продолжить работу по совершенствованию законодательства о государственных корпорациях и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 118152-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнология" в первом чтении с учетом необходимости его существенной доработки ко второму чтению в аспекте замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Первый заместитель |
Д.В. Саблин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.