Заключение Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 93794-5 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный Московской городской Думой (в части запрещения установки рекламных конструкций на объектах культурного наследия, их территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия)
Рассмотрев проект федерального закона N 93794-5 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Комитет сообщает свое заключение.
Проектом предлагается запретить установку рекламных конструкций на объектах культурного наследия, их территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия, а также установку выше первого этажа памятника вывесок органов государственной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, в том числе религиозных, и вывесок, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Выше первого этажа на объектах культурного наследия проектом разрешается сохранение вывесок (надписей), соответствующих историческим функциям объектов культурного наследия и не нарушающих их исторический облик
Предлагаемые проектом нормы заслуживают поддержки, поскольку федеральное законодательство о рекламе и об объектах культурного наследия не содержит конкретных норм, запрещающих размещение рекламы на памятниках истории и культуры.
Однако нормы, предлагаемые проектом, не могут рассматриваться в качестве мер по сохранению объекта наследия в том понимании этой деятельности, которое определяется статьей 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон). Статья 40 Закона, в которую предлагается внести изменения, определяет сохранение объекта культурного наследия как комплекс ремонтно-реставрационных и проектно-изыскательских работ, и не содержит требования о сохранении внешнего облика памятника.
Требование к сохранению неизменности внешнего облика объекта культурного наследия изложено в п. 3 статьи 52 Закона. Возможно, следует ввести в Закон отдельную статью, посвященную порядку размещения рекламных конструкций и вывесок на объекте наследия, на его территории и на территории зон охраны.
Учитывая, что объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли и достопримечательные места, в данной статье необходимо указать на запрещение размещения рекламных конструкций на памятниках, как отдельно стоящих, так и находящихся в ансамбле или в достопримечательном месте, а также на территории памятника, ансамбля и охранной зоны памятника или ансамбля. Возможно, к полному запрету на размещение рекламы целесообразно отнести и зону охраняемого природного ландшафта, поскольку на ее территории охраняются видовые точки и визуальные связи с объектами культурного наследия.
Размещение рекламных конструкций на территории достопримечательного места и в зоне регулирования застройки представляется допустимым, поскольку на этих территориях допускается строительство и хозяйственная деятельность. Кроме того, тотальный запрет на установку рекламных конструкций на указанных территориях серьезно сократит муниципальный бюджет.
Одновременно проектом закона целесообразно ввести нормы, обязывающие проведение историко-культурной экспертизы на возможность размещения рекламных конструкций на территории достопримечательного места или в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, и согласование органом охраны памятников места и габаритов рекламного щита на основании заключения экспертизы. Возможно, потребуется внесение изменений в законодательство о рекламе в части согласования размещения рекламы на указанных территориях с органами охраны объектов наследия.
Относительно размещения вывесок органов государственной власти, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, предлагаемых проектом, не вполне понятно, почему вывески коммерческих организаций не могут размещаться на памятниках с теми же ограничениями.
В проекте обоснованно выделено отдельной нормой разрешение на размещение вывесок (надписей) выше первого этажа для объектов культурного наследия (очевидно, для памятников), сохранивших свою историческую функцию. Поскольку в Законе отсутствует определение "историческая функция объекта наследия", возможно использовать указание на первоначальную функцию данного объекта, для реализации которой данный объект создавался, и разрешить устанавливать вывески (надписи) либо на месте их первоначального размещения, либо выше первого этажа объекта.
В связи с изложенным Комитет по культуре не поддерживает указанный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Правительство Российской Федерации данный проект не поддерживает.
Председатель Комитета |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.