Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 23.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с планом реализации Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 379-ФЗ) и обеспечивает реализацию концепции единого налогового платежа в части определения особенностей порядка зачисления, отражения операций по единому налоговому платежу, а также зачисление авансовых платежей и денежного залога, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, на отдельный казначейский счет.
В соответствии с законопроектом исключаются следующие обязанности и полномочия Федерального казначейства (его территориальных органов), связанные с распределением доходов от налогов и сборов соответствующего бюджета, включенных в единый налоговый платеж:
предоставление по запросам финансовых органов отсутствующей у него в связи с введением единого налогового платежа информации об источниках формирования соответствующих поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
направление акцизов, подлежащих перечислению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства по распределению доходов от уплаты акцизов.
Учитывая, что в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый платеж перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации, но еще не является источником доходов какого-либо бюджета, в соответствии с законопроектом он определяется как источник внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и отражается на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом предусматривается, что планирование (прогнозирование) главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета поступлений и выплат по единому налоговому платежу не осуществляется.
Кроме того, для создания более простых и комфортных условий для расчетов плательщиков с бюджетом Министерством финансов Российской Федерации рассматривается вопрос внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих зачисление авансовых платежей на отдельный казначейский счет по аналогии с внедрением механизма единого налогового счета в связи с принятием Федерального закона N 379-ФЗ.
В настоящее время в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившие на отдельный казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета, при этом указанные платежи не являются доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, согласно нормам статьи 48 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза денежные средства (деньги), внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей, до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.
В связи с этим денежные средства (деньги), внесенные в качестве авансовых платежей, не являются доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также законопроект содержит положения, направленные на реализацию Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 382-ФЗ), ведомственного проекта Министерства финансов Российской Федерации "Развитие информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений".
В целях реализации Закона N 382-ФЗ законопроектом предлагается внести изменения в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части изменения наименований нормативов зачисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на отдельную алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, акцизов на виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы.
Одновременно в соответствии с Законом N 382-ФЗ излагается в новой редакции пункт 2.2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рамках реализации ведомственного проекта Министерства финансов Российской Федерации "Развитие информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений" законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанным ведомственным проектом предусмотрен переход от принятия главными администраторами доходов бюджета правовых актов о наделении полномочиями администратора доходов бюджета к формированию соответствующих сведений в электронной форме в перечне источников доходов Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В связи с этим предлагается исключить из пункта 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения о принятии главными администраторами доходов бюджета правовых актов о наделении бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета с одновременным указанием на отражение информации о закреплении вышеуказанных бюджетных полномочий в перечне источников доходов Российской Федерации.
Вместе с тем законопроектом предлагается включить в статью 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения, предусматривающие отражение в составе перечня источников доходов Российской Федерации информации о главных администраторах (администраторах) доходов бюджета, за которыми закреплены бюджетные полномочия по администрированию поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно вносятся изменения в пункт 3.1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уточнения в соответствии с пунктом 3.2 данной статьи положений о порядке закрепления за органами государственной власти (государственными органами) субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.