Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(подготовлен Ростехнадзором 23.03.2022 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 2009, N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2018, N 22, ст. 3042) следующие изменения:
1) статью 24.1 признать утратившей силу;
2) в части 10 статьи 26 после слов "в отношении объектов использования атомной энергии" дополнить словами "и юридических лиц", слова "в части тринадцатой статьи 24.1" заменить словами "в части второй статьи 27.5";
3) дополнить главой V1 следующего содержания:
"Глава V1. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Статья 27.1. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее - уполномоченный орган государственного регулирования безопасности), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормами и правилами в области использования атомной энергии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии, в условиях действия разрешений (лицензий) (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (инспекций) юридических лиц, а также посредством организации и проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность указанного органа государственного регулирования безопасности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации об указанном виде надзора (далее - Положение о надзоре).
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии уполномоченный орган государственного регулирования безопасности вправе привлекать к проведению проверок (инспекций) и систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований специалистов организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности. Привлечение указанных специалистов осуществляется за счет средств организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в порядке, установленном уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Статья 27.2. Планирование проведения и виды проверок (инспекций)
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проводятся плановые и внеплановые проверки (инспекции) в форме документарной или выездной проверки (инспекции) в порядке, установленном в Положении о надзоре.
Проверки (инспекции) подразделяются на комплексные и целевые. Комплексные проверки (инспекции) предусматривают проверку всех (или большей части) вопросов обеспечения безопасности, целевые проверки (инспекции) предусматривают проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности, установленных Положением о надзоре.
Комплексные и целевые проверки (инспекции) проводятся по разрабатываемым уполномоченным органом государственного регулирования безопасности для каждой проверки программам. Порядок и сроки разработки таких программ устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Проверки (инспекции) осуществляются:
на основе ежегодного плана проведения плановых проверок (инспекций) (далее - план проверок);
по основаниям для проведения внеплановых проверок (инспекций), указанным в настоящей статье.
План проверок разрабатывается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности на основании дифференцированного подхода с учетом потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и деятельности в области использования атомной энергии и не подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Основаниями для включения плановой проверки (инспекции) в план проверок являются:
истечение к планируемой дате начала очередной проверки (инспекции) одного года со дня предоставления юридическому лицу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии;
истечение к планируемой дате начала очередной проверки (инспекции) одного года со дня регистрации юридического лица в соответствии со статьей 36.1 настоящего Федерального закона;
результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в случаях, установленных в Положении о надзоре.
Порядок разработки плана проверок устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Основанием для проведения внеплановой проверки (инспекции) является:
истечение срока исполнения юридическим лицом выданного уполномоченным органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки (инспекции) в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в случаях, установленных в Положении о надзоре;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности:
заявления юридического лица о предоставлении разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, переоформлении лицензии или внесении изменений в условия действия разрешения (лицензии), прекращении действия разрешения (лицензии), о регистрации в соответствии со статьей 36.1 настоящего Федерального закона либо о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ;
официальных данных государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, свидетельствующих о ее изменении в связи с осуществлением юридическими лицами деятельности в области использования атомной энергии;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (при наличии подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации), информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного регулирования безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих информацию о признаках нарушений обязательных требований, в том числе условий действия разрешения (лицензии), требований к обеспечению физической защиты, государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении работ и (или) об осуществлении деятельности, которые влияют на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), о нарушении обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, а также при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, о фактах изготовления предприятиями контрафактной продукции, продукции ненадлежащего качества, поставляемой на объект использования атомной энергии и влияющей на его безопасность.
Внеплановые проверки (инспекции), проводимые по основаниям, указанным в части 8 настоящей статьи, не подлежат согласованию с органами прокуратуры.
Статья 27.3. Организация проведения проверок (инспекций)
Плановые и внеплановые проверки (инспекции) проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности.
Срок проведения проверки (инспекции) юридического лица или его обособленного подразделения (филиала) составляет не более чем двадцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку (инспекцию), срок проведения проверки (инспекции) может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа регулирования безопасности, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности, но не более чем на двадцать рабочих дней.
В случае наличия у юридического лица нескольких обособленных подразделений (филиалов) срок проведения проверок (инспекций), указанный в части второй настоящей статьи, исчисляется применительно к каждому обособленному подразделению (филиалу).
О проведении плановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности о начале проведения плановой проверки (инспекции) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен юридическим лицом в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности (его территориальный орган), или иным доступным способом.
О проведении внеплановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности юридического лица причинен вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо возникла угроза чрезвычайной ситуации техногенного характера, предварительное уведомление юридического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки (инспекции) не требуется.
В случае если результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований свидетельствуют о признаках нарушений обязательных требований, то внеплановые проверки (инспекции) юридических лиц, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, могут проводиться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности без их предварительного уведомления.
В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проверок (инспекций), а также их результатов, уполномоченным органом государственного регулирования безопасности формируется и ведется реестр проверок (инспекций).
Правила формирования и ведения реестра проверок (инспекций) утверждаются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Статья 27.4. Предмет проверки (инспекции)
Предметом проверки (инспекции) является соблюдение лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований, а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем указанным требованиям.
При проведении проверок (инспекций) соблюдения обязательных требований проверяются вопросы обеспечения безопасности, установленные в Положении о надзоре.
При документарной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности и связанных с исполнением обязательных требований.
При выездной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности и связанных с исполнением обязательных требований, а также соответствие осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии обязательным требованиям, фактическое соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем указанным требованиям.
Статья 27.5. Режим постоянного государственного надзора
На отдельных объектах использования атомной энергии в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию таких объектов, либо осуществляющих строительство судов или других плавсредств с ядерными реакторами, осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может быть установлен режим постоянного государственного надзора, предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (далее - уполномоченные лица) на этих объектах, и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за обеспечением безопасности на таких объектах.
Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается Положением о надзоре.
Перечень уполномоченных лиц и продолжительность проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности исходя из потенциальной опасности поднадзорных объектов с учетом Трудового кодекса Российской Федерации.
При осуществлении постоянного государственного надзора уполномоченные лица проводят проверки (инспекции) и мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения:
требований норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и инструкций по эксплуатации объектов использования атомной энергии;
требований к обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
порядка расследования причин нарушений в работе объектов использования атомной энергии, включая реализацию в полном объеме мероприятий по устранению причин таких нарушений;
порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета ресурса указанных элементов и систем, их своевременной замены или продления срока их эксплуатации при наличии соответствующего обоснования;
порядка подготовки и проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ на объектах использования атомной энергии;
предписаний, выданных по результатам проведения проверок (инспекций), и мероприятий по контролю;
требований к подготовке работников объектов использования атомной энергии для получения разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;
условий действия выданных работникам объектов использования атомной энергии разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;
условий действия выданных организациям разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
требований к обеспечению готовности работников объектов использования атомной энергии к действиям при авариях и ликвидациях их последствий.
При сооружении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, в рамках постоянного государственного надзора уполномоченные лица проводят проверки (инспекции) и мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения:
требований норм и правил в области использования атомной энергии;
проектной документации объекта использования атомной энергии;
предписаний, выданных по результатам проведения проверок (инспекций), и мероприятий по контролю;
условий действия выданных организациям разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии при сооружении объекта использования атомной энергии.
Планирование проверок (инспекций) и мероприятий по контролю (включая сроки их проведения) осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности исходя из сроков проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, анализа произошедших нарушений в работе объектов использования атомной энергии, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, важных для безопасности.
Уполномоченные лица вправе проводить проверки (инспекции), а также мероприятия по контролю путем обследований, испытаний, обходов, осмотров, экспертиз, расследований, проверок, наблюдений, других мероприятий.
Статья 27.6. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности
Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности проводится уполномоченным органом государственного регулирования безопасности с привлечением при необходимости организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности на основании результатов проверок (инспекций), а также сведений, представляемых юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, содержащих информацию:
о соблюдении условий действия разрешений (лицензий);
о событиях, влияющих на обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, и об их последствиях;
о выбросах и сбросах радиоактивных веществ в окружающую среду;
о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте, обращении с радиоактивными отходами;
об организации хранения, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
о несоответствии изготовленного и примененного на объектах использования атомной энергии важного для безопасности оборудования требованиям норм и правил в области использования атомной энергии;
о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии и результатах расследования таких нарушений;
о состоянии безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
об уровне квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и осуществлении ведомственного контроля за ядерной, радиационной безопасностью, учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защитой объектов использования атомной энергии;
об обеспечении физической защиты объектов использования атомной энергии;
о наличии новых данных или изменений в сведениях, представленных на этапе получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии и имеющих отношение к безопасности лицензируемых видов деятельности;
о намеченных к выполнению работах при сооружении объекта использования атомной энергии, уведомлять о которых требуется условиями действия разрешений (лицензий).
По результатам систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности уполномоченный орган регулирования безопасности осуществляет:
анализ исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
планирование проверок (инспекций) для оценки полноты и достоверности представленных сведений и изучения причин и условий, приведших к нарушению обязательных требований или нарушению в работе объектов использования атомной энергии, а также к аномалиям в учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и несанкционированным действиям в отношении объектов использования атомной энергии;
проведение (назначение проведения) дополнительных или повторных исследований, испытаний, экспертиз, расследований, в том числе исследования и измерения характеристик радиационного воздействия объектов использования атомной энергии за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в районе их расположения, а также измерений, подтверждающих параметры ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при выявлении фактов, указывающих на аномалию, и проведение внеочередного анализа уязвимости и (или) оценки эффективности системы физической защиты при выявлении обстоятельств, указывающих на возможность ее снижения ниже минимально допустимого значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты, и других мероприятий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Статья 27.7. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, уполномоченный орган государственного регулирования безопасности осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований:
обеспечивает размещение на официальном сайте в сети Интернет перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и утверждения руководств по безопасности, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Статья 27.8. Межведомственное информационное взаимодействие
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при организации и проведении проверок (инспекций) запрашивает и получает на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 27.9. Порядок оформления результатов осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
По результатам осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии оформляются:
акт о проверке (инспекции);
запись о проведении проверки (инспекции) или мероприятия по контролю в журнале постоянного государственного надзора;
отчет о проверке (инспекции), содержащий результаты анализа соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
В случае выявления нарушений принимаются меры административного воздействия по их пресечению, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок оформления, а также типовые формы документов, оформляемых при подготовке и проведении проверки (инспекции) и мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, устанавливаются Положением о надзоре.
Статья 27.10. Ограничения при проведении проверки (инспекции)
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении проверок (инспекции) не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (его территориального органа);
проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки (инспекции), составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки (инспекции);
осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
требовать представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень, определенный Правительством Российской Федерации;
требовать представления информации, которая находится в государственных или муниципальных информационных системах и реестрах;
требовать представления документов и информации, предусмотренных программой проверки до даты начала проведения проверки (инспекции);
требовать представления документов, которые не являются предметом проверки.
Статья 27.11. Меры, принимаемые должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
В случае выявления при проведении проверки (инспекции) нарушений лицом, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;
принять меры административного воздействия по пресечению выявленных нарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований.
В случае если при проведении проверки (инспекции) установлено, что деятельность юридического лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влечет причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в пределах полномочий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеют право приостановить или аннулировать выданные разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также выданные работникам объектов использования атомной энергии разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Статья 27.12. Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении проверок (инспекций) обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка (инспекция);
проводить проверку (инспекцию) на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (его территориального органа) о ее проведении в соответствии с ее назначением по программе, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности;
проводить проверку (инспекцию) только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку (инспекцию) только при предъявлении служебных удостоверений;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при проведении проверки (инспекции) и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (инспекции);
знакомить руководителя или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки (инспекции);
знакомить руководителя или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
соблюдать сроки проведения проверки (инспекции), установленные настоящим Федеральным законом;
не требовать документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
осуществлять запись о проведенной проверке (инспекции) в журнале учета проверок (инспекции).
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в случае ненадлежащего исполнения, соответственно, функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки (инспекции) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27.13. Недействительность результатов проверки (инспекции), проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
Результаты проверки (инспекции), проведенной уполномоченным органом государственного регулирования безопасности с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения лицом, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований и подлежат отмене уполномоченным органом государственного регулирования безопасности или судом на основании заявления юридического лица.
К грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок (инспекций) относятся:
отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (инспекции);
проведение проверки (инспекции) без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности;
непредставление проверяемому лицу акта проверки (инспекции);
проведение плановой проверки (инспекции), не включенной в план проверок.
Статья 27.14. Права и обязанности юридического лица при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки (инспекции) имеет право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки (инспекции), давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (инспекции);
получать от уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки (инспекции);
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом государственного регулирования безопасности в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности по собственной инициативе;
знакомиться с результатами проверки (инспекции) и указывать в акте проверки (инспекции) о своем ознакомлении с результатами проверки (инспекции).
При проведении проверок (инспекций) юридические лица обязаны:
обеспечить присутствие руководителей или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований;
предоставить должностным лицам уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, проводящим выездную проверку (инспекцию), возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки (инспекции);
обеспечить доступ проводящих выездную проверку (инспекцию) должностных лиц уполномоченного органа государственного регулирования на территорию по их служебным удостоверениям в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами техническим средствам, оборудованию, материалам;
юридические лица, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, обязаны предоставлять должностным лицам беспрепятственный доступ в здания, строения, сооружения, помещения, к элементам, системам, техническим средствам, оборудованию, материалам объектов использования атомной энергии, а также к документам и средствам контроля безопасности таких объектов.
Статья 27.15. Защита прав юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Защита прав юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27.16. Права и обязанности уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, его должностных лиц
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (инспекции);
беспрепятственно посещать объекты использования атомной энергии для проведения контрольно-надзорных мероприятий (обследования зданий, помещений, сооружений, технических средств, оборудования, материалов, исследования, испытания, экспертизы, расследования и т. д.) для должностных лиц, осуществляющих постоянный государственный надзор по предъявлению служебного удостоверения, для других лиц уполномоченного органа государственного регулирования безопасности по предъявлению служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа регулирования безопасности о назначении проверки (инспекции);
выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Орган государственного регулирования безопасности может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушения обязательных требований".
4) абзац второй части 1 статьи 37.1 изложить в следующей редакции:
"научно-технического обеспечения государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе выполнения и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведения экспертиз, включая экспертизу безопасности, а также участия в проверках (инспекциях), систематическом наблюдении за исполнением обязательных требований, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4160, 4193; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339, 4362, 4372; N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495; N 27, ст. 4160, 4164, 4194, 4210; 2017, N 9, ст. 1276; N 18, ст. 2673; N 31, ст. 4742; N 49, ст. 7304; 2018, N 1, ст. 26, 27; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; 2019, N 12, ст. 1231; N 23, ст. 2905; N 31, ст. 4415, 4469; N 52, ст. 7794; N 53, ст. 8406; 2020, N 29, ст. 4504; N 14, ст. 2028; 2021, N 24, ст. 4188) следующие изменения:
1) часть 3.1 статьи 1 дополнить подпунктом 25 следующего содержания:
"федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии";
2) пункт 13 части 4 статьи 1 признать утратившим силу;
3) пункт 3 части 1.1 статьи 13.1 признать утратившим силу;
4) в части 1.2 статьи 13.1 слова "Перечень объектов использования атомной энергии, а также" исключить;
5) в подпункте "ж" пункта 1 части 1 статьи 26.3 слова "федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии," исключить.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 г.
2. Плановые проверки (инспекции), проведение которых было запланировано на 2024 г., подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2024 г., утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Организация, проведение и оформление результатов проверок (инспекций), иных мероприятий по контролю, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок (инспекций).
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.