Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указы Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 555 "Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и от 1 января 2020 г. N 1 "О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов"
(подготовлен Минюстом России 23.03.2022 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указы Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 555 "Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и от 1 января 2020 г. N 1 "О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов" (далее - проект указа) направлен на реализацию Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 417-ФЗ).
Федеральным законом N 417-ФЗ предусмотрена возможность создания специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать структуру органов принудительного исполнения.
В частности, предлагается предусмотреть, что руководство деятельностью специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня будет возложено на руководителя данного территориального органа, являющегося главным межрегиональным судебным приставом.
При этом главный межрегиональный судебный пристав обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и от 02.10.1997 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.
К основным полномочиям специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня будут отнесены полномочия по взысканию платежей в консолидированный бюджет.
В частности, на специализированный территориальный орган планируется возложить обеспечение исполнения актов уполномоченных органов и должностных лиц (например, постановлений о взыскании административных штрафов, составляющих значительную долю в общем объеме подлежащих принудительному исполнению исполнительных документов, постановлений о взыскании налогов и сборов, выносимых налоговыми и таможенными органами).
Исполнение специализированным территориальным органом исполнительных документов будет обеспечено преимущественно в электронной форме на основе автоматизации процессов в исполнительном производстве, в том числе путем автоматизации процедур взыскания.
В конечном итоге реализация предлагаемых организационно-правовых мер должна положительно отразиться на эффективности взыскания всех видов платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, централизованное исполнение отдельных категорий исполнительных документов специализированным территориальным органом принудительного исполнения позволит усовершенствовать систему учета и контроля по взысканию платежей в консолидированный бюджет.
В этой связи проектом указа предлагается дополнить:
- перечень должностей высшего начальствующего состава должностями руководителя Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов - главного межрегионального судебного пристава (соответствует специальному званию генерал-лейтенант внутренней службы) и первого заместителя руководителя Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного межрегионального судебного пристава (соответствует специальному званию генерал-майор внутренней службы);
- перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий должностями, предусмотренными для Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, в том числе с возможностью замещения некоторых должностей федеральными государственными гражданскими служащими (по аналогии с существующей возможностью замещения отдельных должностей территориальных органов ФССП России как сотрудниками, так и федеральными государственными гражданскими служащими).
Проектом указа оптимизируется деятельность ФССП России и, соответственно, меняется организационно-структурное построение центрального аппарата. В связи с этим проектом указа предлагается исключить из структуры центрального аппарата ФССП России Управление по особо важным исполнительным производствам, создав на его основе Отдел по особо важным исполнительным производствам. Такое преобразование не повлечет снижение качества реализации соответствующих функций.
Одновременно на Главное межрегиональное (специализированное) управление будут возложены полномочия по принудительному исполнению особо важных исполнительных производств, а именно:
- в отношении организаций топливно-энергетического комплекса;
- стратегических предприятий либо стратегических акционерных обществ;
- организаций оборонно-промышленного комплекса;
- имеющим широкий общественный резонанс.
Это позволит обеспечить повышение качества принудительного исполнения сложных исполнительных производств (в том числе за счет ведения их наиболее опытными судебными приставами-исполнителями), а также оперативное решение проблемных вопросов.
В этой связи проектом указа предлагается дополнить перечень должностей высшего начальствующего состава должностью заместителя руководителя Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного межрегионального судебного пристава по вопросам обеспечения принудительного исполнения особо важных исполнительных производств (соответствует специальному званию генерал-майор внутренней службы).
В целях совершенствования аналитического и стратегического сопровождения деятельности ФССП России проектом указа предлагается в организационно-штатной структуре центрального аппарата увеличить количество служащих, обеспечивающих указанное сопровождение с трех до десяти единиц, за счет перераспределения имеющейся штатной численности федеральных государственных гражданских служащих (с местом их дислокации в Главных управлениях ФССП России, расположенных на территории центральной части Федеральных округов).
Также с учетом расположения отдельных территориальных органов Службы в регионах, являющихся центральной частью Федеральных округов, а также с учетом возложенных на руководителей указанных подразделений задач, включая координацию деятельности других территориальных органов принудительного исполнения, расположенных в субъектах Российской Федерации, находящихся с ними в пределах одного федерального округа, предлагается преобразовать управления по субъектам Российской Федерации, расположенные на территории центральной части федерального округа, в Главные управления по соответствующим субъектам Российской Федерации.
Таким образом, в системе органов принудительного исполнения на базе существующих управлений ФССП России по Ставропольскому и Приморскому краям, Нижегородской, Новосибирской и Ростовской областям будет создано 5 новых Главных управлений.
Кроме того, с учетом сложившейся организации и специфики деятельности территориальных органов ФССП России, имеющих штатную численность свыше 1 тыс. единиц (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Крым и г. Севастополь, Алтайский край, Пермский край, Хабаровский край и Еврейская автономная область, Волгоградская область, Иркутская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Челябинская область), проектом указа также предлагается с 20.06.2023 преобразовать территориальные подразделения перечисленных регионов в Главные управления ФССП России по соответствующему субъекту (субъектам) Российской Федерации.
При этом для руководителей преобразованных подразделений, с учетом повышенной сложности выполняемых ими задач и функций, предлагается предусмотреть присвоение специального звания высшего начальствующего состава - генерал-майор внутренней службы.
Проектом указа в связи с необходимостью совершенствования работы с личным составом органов принудительного исполнения, с учетом специфики осуществляемых ФССП России функций, предлагается сформировать в структуре центрального аппарата два самостоятельных подразделения - Управление по профессиональной подготовке и работе с личным составом, для руководителя которого будет предусматриваться присвоение специального звания - генерал-майор внутренней службы.
Предусмотренная проектом указа оптимизация организационно-штатной структуры будет осуществляться в пределах установленной Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2019 N 555 "Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации" штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Сокращение расходов на выплату коэффициентов (районный, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за службу в этих районах и местностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, позволит распределить образовавшуюся экономию по фонду оплаты труда на выплату денежного довольствия сотрудникам управлений, планируемых к преобразованию в главные управления.
Учитывая порядок формирования фонда денежного довольствия сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 N 126 "О порядке формирования фонда денежного довольствия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы) и Федеральной таможенной службы", преобразование отдельных управлений по субъектам Российской Федерации в главные управления не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Положения проекта указа соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте указа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.