Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 35622-5 "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям", внесенному Законодательным Собранием Приморского края
Законопроектом предлагается изменение условий установления трудовых пенсий лицам, проживающим в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, путем увеличения базовой части трудовой пенсии указанной категории лиц на районный коэффициент в размере 1,3.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изменение условий и норм установления трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в указанный Федеральный закон. Законодательное Собрание Приморского края предлагает эти изменения в виде закона, устанавливающего новое правовое регулирование.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 4.1 ст. 14, п. 2.1 ст. 15 и п. 1.1 ст. 16) пенсионная льгота в виде увеличения базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, с 1 января 2004 года предоставляется лицам, проживающим только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что является дополнительной компенсацией дискомфортности проживания граждан в суровых климатических условиях Севера.
Как следует из пояснительной записки, основной целью законопроекта является обеспечение соответствия размера пенсии прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, имеют разные климатические условия, и соответственно, разную величину прожиточного минимума. Законопроектом же предлагается установление единого размера базовой части трудовой пенсии по старости для всех субъектов этого округа.
Необходимо отметить, что районный коэффициент к заработной плате, установленный в регионах, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, участвует в формировании расчетного размера трудовой пенсии при исчислении средней заработной платы пенсионера в ходе конвертации пенсионных прав граждан (учитывается фактически начисленная заработная плата). Начиная с 2002 года исчисление страховой части трудовой пенсии производится исходя из страховых взносов, уплаченных с суммы заработной платы застрахованного лица с учетом любых районных коэффициентов (производственных и непроизводственных, установленных на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации).
Кроме того, размеры базовых частей трудовых пенсий, наряду с индексацией, в целях поэтапного приближения к прожиточному минимуму пенсионера могут устанавливаться отдельными федеральными законами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 ноября 2007 года N 244-ФЗ базовая часть трудовой пенсии была увеличена с 1 декабря 2007 года до 1560 рублей в месяц, а с 1 августа 2008 года - до 1794 рублей. Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 269-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2009 устанавливается в сумме 1950 рублей, а с 1 декабря 2009 года - 2460 рублей, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров.
Предлагаемое законопроектом расширение круга лиц, которым размер базовой части трудовой пенсии исчисляется с учетом районного коэффициента, потребует дополнительных средств из федерального бюджета (по расчетам авторов законопроекта 9,4 млрд.рублей - без учета произведенных повышений). Проект закона не содержит положений, определяющих источник и порядок финансирования дополнительных расходов.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает, 26 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ направили свои отзывы на законопроект: 15 проект закона поддерживают, 4 - замечаний и предложений не имеют, 7 высказались против его принятия. От исполнительных органов государственной власти субъектов РФ поступило 35 отзывов: из них: 10 законопроект поддерживают, 3 замечаний не имеют, 22 - против.
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов концепцию законопроекта поддерживает. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению высказался за отклонение проекта закона.
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, являющийся соисполнителем по указанному законопроекту, отмечая наличие проблемы, считает, что проект закона в предложенной редакции содержит противоречия и несоответствия ряду действующих нормативных правовых актов.
Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике, рекомендует Государственной Думе отклонить проект закона в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.