Заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 35622-5 "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям"
(утв. решением Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока от 22 мая 2008 г. N 9/1)
Проект федерального закона N 35622-5 "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" был внесен Законодательным Собранием Приморского края и предусматривает применение установленного решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти районного коэффициента в размере 1,3 к базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. При этом при выезде граждан за пределы указанных районов на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в установленном Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядке, без применения районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии. Необходимость разработки данного законопроекта обусловлена, по мнению авторов, тем, что законодателем не учтены условия проживания пенсионеров в Дальневосточном округе: тяжелые климатические условия; отдаленность территории; повышенные тарифы и цены на услуги, продукты; в связи с чем размер пенсии не соответствует установленному прожиточному минимуму.
Согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию законопроекта потребуются дополнительные расходы из средств федерального бюджета на сумму 9,4 млрд. рублей в год.
Правительство Российской Федерации возражает против законопроекта, т.к. изменение условий и порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, согласно Федеральному закону "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с 1 января 2004 года применяется районный коэффициент к базовой части трудовой пенсии указанных лиц, условия проживания которых существенно отличаются от условий проживания в районах с тяжелыми климатическими условиями. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, за счет средств соответствующих бюджетов. При этом реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, однако в федеральном бюджете на 2008 - 2010 годы расходы на указанные цели не предусмотрены.
Комитет рассмотрел внесенный законопроект и отмечает следующее.
Уровень пенсионного обеспечения в дальневосточных субъектах Российской Федерации, являющихся дискомфортными по условиям проживания в силу наличия климатических и географических факторов (периодические катастрофические наводнения и землетрясения), значительно ниже по сравнению с другими субъектами Российской Федерации и в целом по Российской Федерации. Так, официальные статистические данные за четвертый квартал 2007 года показали, что если средний размер месячной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера составил в целом по Российской Федерации - 119,4%, то этот показатель в 6-ти из 9-ти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, не достиг уровня прожиточного минимума пенсионера.
Принцип соразмерности гарантированного государством пенсионного обеспечения граждан условиям их проживания, позволяющим удовлетворять минимальные естественные потребности, был всегда присущ пенсионному законодательству. Законодательное закрепление соответствующих стандартов жизнеобеспечения и равных возможностей для удовлетворения основных жизненных потребностей гражданина является, по смыслу статей 7, 39 (части 1 и 2), 71 (пункты "а", "в", "е") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, общефедеральной функцией (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 г. N 17-О).
Вместе с тем, предложенная редакция законопроекта содержит противоречия и не соответствует ряду действующих нормативных актов.
1. Законопроект не предусматривает внесение изменений в базовый Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вместе с тем согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Федеральный закон.
2. В тексте п. 1 ст. 1 законопроекта имеются противоречия в части применения к базовой части трудовой пенсии размера районного коэффициента. С одной стороны, применяется размер районного коэффициента, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти. С другой стороны, устанавливается конкретный размер районного коэффициента - 1,3. В то же время вышеуказанными органами государственной власти для разных районов Дальневосточного округа и для разных отраслей народного хозяйства был установлен разный размер районного коэффициента. Кроме того, таким образом стирается различие между уровнями пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Дальневосточного округа и проживающих в остальных районах этого округа, однако правовое регулирование пенсионных отношений указанных категорий граждан не одинаково с учетом условий их проживания.
3. В законопроекте не учтены изменения, внесенные Федеральным законом N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ), предоставившим с 1 января 2008 года гражданам, имеющим одновременно право на увеличение базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на повышенный размер базовой части трудовой пенсии в связи с Федеральным законом от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ, право выбора - получать обычный размер базовой части трудовой пенсии, увеличенный на соответствующий районный коэффициент, либо получать повышенный размер базовой части трудовой пенсии. При принятии законопроекта категория лиц, указанная в Федеральном законе от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ и проживающая в районах Дальневосточного округа, окажется в преимущественном положении по сравнению с такими же лицами, проживающими в других регионах страны.
4. Согласно ст. 3 законопроекта федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года. Однако, средства, необходимые для реализации законопроекта, не предусмотрены ни в федеральном бюджете на 2008 год, ни в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год, что свидетельствует о невозможности его исполнения с 1 января 2008 года.
Комитет считает необходимым проблему, изложенную в представленном законопроекте, учесть при корректировке пенсионной реформы.
Председатель Комитета |
В.Н. Пивненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.