Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 142183-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Досье на проект федерального закона
Россия относится к числу немногих стран, сохранивших народные художественные промыслы, составляющие гордость отечественной культуры и являющиеся предметом национального престижа и общепризнанным вкладом России во всемирное культурное наследие.
Сохранение народных художественных промыслов в сложный период перехода к рыночной экономике стало возможным благодаря комплексу мер их государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, включающих значительные налоговые льготы - льготы по налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу, по земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций.
В то же время популярность изделий российских промыслов и стремление использовать предоставленные им налоговые льготы обусловили многочисленные попытки изготовления подделок "под народные промыслы" с заимствованием художественно-стилевых особенностей наиболее известных российских промыслов (Хохлома, Гжель, Федоскино, Ростовская финифть, Жостово и др.) вне мест их традиционного бытования. При этом нередко отмечаются искажения и упрощения традиционных приемов художественного мастерства, ручной труд художников и мастеров частично подменяется механическим воспроизведением элементов декоративной отделки, снижается художественный уровень и качество продукции.
Это дискредитирует изделия российских промыслов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также необоснованно расширяет сферу применения предоставленных им налоговых льгот.
Для предотвращения негативных последствий заимствования художественно-стилевых особенностей промыслов вне мест их традиционного бытования Правилами регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года N 35, установлено, что не допускается регистрация изделий промыслов, изготовленных с таким заимствованием. Этот запрет позволил предотвратить необоснованное применение наиболее значимой налоговой льготы для промыслов - по налогу на добавленную стоимость.
Однако, в Федеральном законе от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" аналогичная правовая норма не предусмотрена и отсутствует само определение понятия "художественно-стилевые особенности народного художественного промысла". Это позволяет отдельным художественно-экспертным советам по народным художественным промыслам, созданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, относить к изделиям промыслов изделия, изготовленные на основе заимствования художественно-стилевых особенностей известных промыслов за пределами мест их традиционного бытования, что приводит к неправомерному применению налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения эффективности применения мер государственной поддержки промыслов законопроект вводит понятие "художественно-стилевые особенности народного художественного промысла" и устанавливает запрет на отнесение к изделиям народных художественных промыслов изделий, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности, характерные для определенного места традиционного бытования промысла, но изготовленных на другой территории.
Законопроект также приводит в соответствие с действующим законодательством регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) как объектов культурного наследия и устанавливает запрет на перепрофилирование деятельности организаций промыслов, расположенных в местах их традиционного бытования, в случае смены собственника.
В целом законопроект направлен на усиление мер государственной поддержки народных художественных промыслов и на эффективность их использования.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.