Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 28.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, законопроект) подготовлен в целях реализации подпункта "и" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N Пр-2576 по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшегося 2 декабря 2021 г., в части внесения в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся:
уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению контроля за выполнением работодателями отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, в том числе в части, касающейся оплаты труда работников угольной промышленности;
установления обязанности работодателей обеспечивать профессиональным союзам возможность осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Действующее нормативное регулирование нормами статьи 51 Кодекса возлагает контроль за выполнением отраслевых соглашений на стороны социального партнерства и соответствующие органы по труду.
В контексте статей 50 и 51 Кодекса под понятие "органа по труду" подпадает, в том числе, Федеральная служба по труду и занятости.
Упоминание в данной норме Кодекса контроля условий соглашения также со стороны органов по труду носит скорее декларативный характер, так как не указывает на законодательно установленные инструменты такого контроля, кроме содержащихся в статье 50 Кодекса полномочий по выявлению при уведомительной регистрации условий соглашения, ухудшающих положения работников.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в рамках государственного контроля (надзора) контрольно-надзорным органом осуществляется предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в рамках государственного контроля (надзора) осуществляется оценка обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах.
В соответствии со статьями 40 и 45 Кодекса отраслевые соглашения и коллективные договоры определяются как правовые акты, содержат взаимные обязательства сторон, и нормативными правовыми актами не являются, то есть обязательных требований, подлежащих оценке в рамках государственного контроля (надзора), не содержат.
Таким образом, действующая на сегодняшний день правовая база содержит недостаточно четкие формулировки в части осуществления контроля за исполнением работодателем условий отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства.
Отсутствие механизма осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением положений соглашения в условиях значимости круга вопросов, которые согласно трудовому законодательству могут быть урегулированы соглашением, требует усовершенствовать действующее правовое регулирование в данной сфере и внести в него соответствующие изменения.
В этой связи законопроектом предлагается статью 51 Кодекса дополнить положениями о том, что контроль за выполнением работодателем условий отраслевых соглашений, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. в соответствии с нормами Федерального закона N 248-ФЗ.
Также предлагается дополнить часть вторую статьи 353 Кодекса в части отнесения к предмету федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств по соблюдению условий отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства.
Также законопроектом восполняется правовой пробел действующего законодательства, которым установлено право профсоюзных инспекторов труда беспрепятственно посещать организации, при этом обязанность работодателя по их допуску на территорию организации (в рамках профсоюзного контроля) отсутствует.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению уровня защиты трудовых прав работников, снижению случаев нарушения трудового законодательства.
Вступление в силу указанных поправок предлагается с 1 сентября 2022 г.
Законопроект устанавливает новые обязательные требования, оценка применения которых будет проведена в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части контроля за соблюдением работодателем условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства) потребует финансовых затрат, покрываемых в 2022 году (с июля 2022 года) за счет выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации, с 2023 года за счет средств федерального бюджета, которые предлагается учесть при формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
С целью эффективной реализации полномочий по контролю за соблюдением работодателем условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, а также с учетом увеличившегося объема работ по администрированию штрафных санкций и с учетом имеющихся человеческих ресурсов необходимо увеличения штатной численности Роструда.
Размер средств выделяемых Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году составит 54 743 058 руб. Размер средств выделяемых Федеральной службе по труду и занятости из федерального бюджета начиная с 2023 года составит 154 400 093 руб.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях необходимо в целях установления административной ответственности за вводимую в Трудовой кодекс Российской Федерации прямую обязанность работодателя по обеспечению профсоюзного контроля. В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях не содержит аналогичного состава правонарушения.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Роструд.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует внесение изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Внесение изменений в пункт 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230, необходимо в целях приведения его в соответствие законодательству в связи с принятием данного Федерального закона, которым предлагается в предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства включить в том числе соблюдение условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Роструд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.