Заключение Комитета Государственной Думы по международным делам
по проекту федерального закона N 156186-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 156186-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений" (далее - Соглашение и Протокол соответственно), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 января 2009 года.
Указанное Соглашение подписано 9 ноября 2006 года в городе Пекине и направлено на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной деятельности инвесторов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Соглашение определяет рамочные условия отношений двух стран между собой в части привлечения иностранных инвестиций и регулирует допуск к капиталовложениям инвесторов одной стороны на территории государства другой стороны в соответствии с законодательством этих стран, закрепляя обязанность обеспечения полной защиты капиталовложений, в частности, недопущение применения мер принудительного изъятия (экспроприация, национализация). В случаях применения указанных мер, предпринятых в общественных интересах, статья 4 Соглашения предусматривает обязательность выплаты быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Соглашение предусматривает предоставление инвесторам сторон справедливого инвестиционного режима, предполагающего недопущение применения дискриминационных мер и создающего одинаковые условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств.
Положениями Соглашения устанавливается также порядок перевода платежей в связи с капиталовложениями, процедура разрешения инвестиционных споров, порядок возмещения ущерба.
Неотъемлемой частью указанного Соглашения является Протокол к Соглашению, который уточняет некоторые положения Соглашения. В частности, ограничивает область действия Соглашения, не распространяя его на Специальные административные районы КНР - Гонконг и Макао. Кроме того, вводит возможность досудебной внутренней процедуры административного рассмотрения при разрешении споров.
Соглашение и Протокол соответствуют положениям типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 456 от 9 июня 2001 года.
Соглашение и Протокол подлежат ратификации в соответствии с подпунктом "а"" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вследствие содержащихся в них положений, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные российским законодательством.
Обращаем внимание на то, что в ходе подготовки законопроекта о ратификации Соглашения и Протокола к рассмотрению Государственной Думой Комитетом было выявлено несоответствие между текстами Протокола на русском и английском языках. Так в тексте Протокола на русском языке следует изъять предпоследний абзац "В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то своими правительствами, подписали настоящий Протокол.". Поскольку в тексте на английском языке этого абзаца нет.
Учитывая то, что аутентичными текстами Протокола являются тексты на русском, китайском и английском языках, причем в случае любых разногласий при толковании должен применяться текст на английском языке, Комитет по международным делам считает возможным рекомендовать субъекту права законодательной инициативы рассмотреть вопрос о целесообразности обмена дипломатическими нотами между договаривающимися сторонами для внесения в текст Протокола на русском языке соответствующих исправлений.
В свою очередь Комитет считает, что названное несоответствие носит технический характер, не затрагивая существа двусторонних обязательств договаривающихся государств и не может препятствовать осуществлению процедуры ратификации указанных Соглашения и Протокола.
Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что Соглашение и Протокол в полной мере отвечают интересам Российской Федерации. Ратификация Соглашения и Протокола будет способствовать активизации торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Реализация Соглашения и Протокола не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.