Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
(подготовлен Минтрудом России 01.04.2022 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2016, N 1, ст. 8; 2021, N 18, ст. 3078) следующие изменения:
1) дополнить статьей 5 3 следующего содержания:
"Статья 53. Основные требования к процессам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальным услуги, предоставляемым в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иным социальным гарантиям и выплатам
В целях совершенствования органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат Правительством Российской Федерации устанавливаются основные требования к указанным процессам, включая:
1) обязательное обеспечение предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат в электронном виде с возможностью подачи заявления, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, при подаче заявления на предоставление мер социальной защиты (поддержки) и получения результата его рассмотрения с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
2) получение документов и сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении меры социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, за исключением перечня документов, установленного Правительством Российской Федерации с учетом положений пунктов 1, 6, 61 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) установление перечня документов (сведений), которые отсутствуют в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и которые органы власти, осуществляющие предоставление мер социальной защиты (поддержки), не могут запрашивать в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки) у органов власти и организаций и не вправе требовать у заявителей;
4) иные требования к процессам предоставления отдельных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, включающие вносимые сведения гражданами в заявлениях при назначении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, срокам выполняемых действий при предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, срокам и составу направляемой информации в адрес гражданина при получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. В отношении правоотношений, связанных с процессами назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), государственной социальной помощи и иных социальных гарантий и выплат, возникших до 1 сентября 2022 года, положения статьи 53 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2024 года.
Президент |
В.Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства о предоставлении мер социальной защиты (поддержки).
Проект федерального закона обеспечивает реализацию задач в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753 о поэтапном переходе к предоставлению по принципу "одного окна" в формате "Социального казначейства" федеральных мер социальной поддержки по факту наступления жизненной ситуации, предоставлению 24 часа в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10.10.2020 N Пр-1648 о переводе в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг.
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 1.4 Плана-графика перевода мер социальной поддержки в формат "Социального казначейства", утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой от 19.08.2021 N 8851п-П45.
В настоящее время единый подход в нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней к технологическим процессам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат в электронном виде отсутствует.
Проект федерального закона определяет, что процессы предоставления мер социальной поддержки, в том числе устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не должны противоречить основным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - основные требования).
Проектируемыми нормами статьи 53 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) также устанавливается обязательство реализации мер социальной поддержки в электронном виде с возможностью обращения за их получением через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) и получения сведений, необходимых для предоставления мер социальной защиты (поддержки) только посредством межведомственного взаимодействия.
При этом предметом изменений и, соответственно, основных требований не являются условия и (или) критерии назначения мер социальной защиты (поддержки), в том числе: размеры мер социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, набор сведений, необходимых для подтверждения права на получение мер социальной поддержки, права граждан на получение мер поддержки удобным им способом, виды и перечень мер социальной поддержки, устанавливаемые органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению, отмене, изменению критериев предоставления мер социальной поддержки исходя из их социально-экономических условий не затрагиваются проектом федерального закона.
Законопроект обеспечивает установления единых процедур взаимодействия с гражданами независимо от места проживания и уровня нормативных актов Российской Федерации, которым установлена мера социальной поддержки.
Например, единые требования к информации и срокам ее направления в адрес гражданина при получении мер социальной защиты (поддержки) позволят соблюдать общие правила информирования о процессе рассмотрения заявления гражданина: о получении, регистрации, нахождении на рассмотрении заявления в органе, о приостановлении рассмотрения, необходимости корректировки заявления, о принятом решении, о перечислении (невозможности перечисления) средств на указные гражданином реквизиты.
Законопроектом устанавливается обязательное получение документов и сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении меры социальной защиты (поддержки), в порядке межведомственного взаимодействия.
Законопроектом предусматривается переходный период, необходимый для приведения в соответствие нормативных правовых актов, регулирующих процессы назначения мер социальной защиты (поддержки). Проектируется, что соответствие основным требованиям действующих порядков предоставления мер социальной поддержки, в том числе в части предоставления в электронном виде через ЕПГУ, должно быть обеспечено к 1 января 2024 году. Требования к вновь вводимым мерам социальной защиты (поддержки) должны соответствовать основным требованиям с даты вступления в силу Федерального закона.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения окажут влияние на достижение цели "создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - государственная программа). Внедрение единых требований к предоставлению мер социальной поддержки позволит обеспечить достижение показателе й подпрограммы 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан":
доля семей с детьми, которые персонифицировано проинформированы о возникновении прав на получение мер социальной поддержки, от выразивших согласие на получение проактивного уведомления или обратившихся посредством посещений;
доля семей с детьми, получивших меры социальной поддержки на детей на основании только заявления или проактивно.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" потребует:
1. Разработки акта Правительства Российской Федерации "Об утверждении основных требований к предоставлению мер социальной защиты (поддержки)".
Основание: статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: II квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 N 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (далее - ЕГИССО) для назначения мер социальной защиты (поддержки). В случае использования указанным органами ЕГИССО, финансирование мероприятий по реализации мер социальной защиты (поддержки) на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), подключению к видам сведений в системе межведомственного электронного взаимодействия, необходимым для назначения мер социальной защиты (поддержки), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в пределах предусмотренных ассигнований на развитие ЕГИССО. Соответствующие мероприятия утверждены в Консолидированной ведомственной программе цифровой трансформации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, одобренной Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и ведения предпринимательской деятельности от 25.12.2020 N 34.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.