Проект Федерального закона "О пробации в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 04.04.2022 г.)
Проект
Вносится Правительством Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О пробации в Российской Федерации
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, в том числе определяет цели и задачи, принципы пробации, правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация, направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа регулирования отношений в сфере пробации
Правовую основу регулирования отношений в сфере пробации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые органов местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав осужденных и лиц, отбывших уголовные наказания.
Статья 3. Принципы пробации
Пробация осуществляется на основе:
приоритета прав и законных интересов человека и гражданина;
гуманизма и открытости;
соблюдения законности;
рациональности применения мер принуждения, средств исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения;
учета индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей;
преемственности, непрерывности, добровольности ее применения.
Статья 4. Цели и задачи пробации
1. Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений.
2. Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, оказания медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, а также осуществление контроля и надзора за лицами, в отношении которых применяется пробация.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
пробация - совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов указанных лиц, контроль и надзор за их поведением, предупреждение совершения ими преступлений и правонарушений;
приговорная (исполнительная) пробация - вид пробации, включающий совокупность мер, применяемых уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера;
пенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый к осужденным в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы, включающий совокупность мер, направленных на исправление осужденного, а также подготовку осужденных, отбывающих принудительные работы или лишение свободы, к освобождению из учреждений, исполняющих наказания;
постпенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включающий совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию;
ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера;
социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве;
социальная реабилитация - совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;
лица, в отношении которых применяется пробация - осужденные, а также лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания, в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности лиц, в отношении которых осуществляется пробация, последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно;
индивидуальная нуждаемость - потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в поддержке, необходимой для преодоления трудной жизненной ситуации;
индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации (далее - индивидуальная программа) - документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости, а также сроки их применения;
центр пробации - специализированная организация, создаваемая в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе по предоставлению временного места пребывания;
единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, - государственная информационная система, содержащая информацию о видах, сроках и результатах реализации мероприятий пробации, сведения об индивидуальной нуждаемости граждан, оказанных мерах социальной помощи, иную информацию, относящуюся к сфере деятельности пробации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава 2. Субъекты пробации
Статья 6. Субъекты пробации
1. Субъектами пробации являются:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) учреждения уголовно-исполнительной системы;
4) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) государственные учреждения службы занятости населения;
6) организации социального обслуживания.
2. В целях осуществления мер ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, могут привлекаться коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные, организации и общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане.
Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) нормативно-правовое регулирование в сфере пробации, в том числе определение порядка осуществления прав и исполнения обязанностей учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации;
2) координация взаимодействия субъектов пробации;
3) утверждение правил организации деятельности центров пробации;
4) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) организация взаимодействия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями и гражданами;
2) контроль деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и принудительных работ, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации;
3) обеспечение взаимодействия учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и принудительных работ, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации с органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации;
4) создание условий для обучения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, по образовательным программам высшего образования, программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки;
5) ведение единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация;
6) утверждение порядка ведения и ведение статистического учета в сфере пробации;
7) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам применения постпенитенциарной пробации;
2) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и социальной защиты населения
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и социальной защиты населения, является субъектом постпенитенциарной пробации и осуществляет в пределах компетенции следующие полномочия:
1) координацию деятельности по постпенитенциарной пробации, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственных услуг в сфере занятости и социальной защиты (обслуживания) населения, включая вопросы квотирования рабочих мест, и предоставления социальных услуг в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) подготовка методических рекомендаций по реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации квотирования рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы;
3) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний типового соглашения о взаимодействии учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации;
4) формирование в пределах компетенции официальной статистической информации в части трудоустройства и предоставления социальных услуг в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
5) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, является субъектом пробации, к полномочиям которого в сфере пробации относятся:
1) осуществление в пределах компетенции нормативно-правового регулирования в сфере пробации по вопросам получения образования лицами, в отношении которых применяется пробация;
2) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и порядка заключения типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении образования лицами, в отношении которых применяется пробация;
3) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) осуществление в пределах компетенции нормативно-правового регулирования в сфере пробации по вопросам организации оказания медицинской помощи лицам, в отношении которых применяется пробация;
2) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья при их информационном взаимодействии с администрацией учреждений, исполняющих наказание, в отношении освобождаемых от отбывания наказания осужденных, страдающих заболеванием, представляющим опасность для окружающих, осуществляемым в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
3) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и порядка заключения типового соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной системы по вопросам применения пробации;
4) мониторинг в пределах компетенции практики применения законодательства в сфере пробации;
5) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 13. Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере пробации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе:
1) принимать нормативные правовые акты в области содействия занятости, ресоциализации, социальной адаптации осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
2) разрабатывать и реализовывать меры по содействию занятости осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, в виде принудительных работ или лишения свободы;
3) осуществлять организацию предоставления социальных услуг лицам, отбывшим уголовное наказание в виде принудительных работ или лишения свободы и (или) подвергшимся иным мерам уголовно-правового характера, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;
4) при разработке и принятии государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации предусматривать мероприятия, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, в виде принудительных работ или лишения свободы;
5) разрабатывать и реализовывать меры по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осужденных, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы.
Статья 14. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере пробации
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются субъектами пробации, обеспечивающими оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществляющими иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Полномочия государственных учреждений службы занятости в сфере пробации
Государственные учреждения службы занятости населения являются субъектами пробации, к полномочиям которых относится:
1) содействие трудоустройству лиц, направленных уголовно-исполнительной инспекцией, в соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
2) взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся вакансиях на рынке труда, условиях труда, заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий в целях содействия в трудоустройстве лицам, направленным в государственное учреждение службы занятости уголовно-исполнительной инспекцией;
3) осуществляют иные полномочия в сфере пробации, предусмотренные законодательством.
Статья 16. Обязанности организаций социального обслуживания в сфере пробации
Организации социального обслуживания являются субъектами пробации, обеспечивающими лицам, отбывшим уголовное наказание в виде принудительных работ или лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правого характера, признанным нуждающимися в социальном обслуживании:
1) предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и срочных социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в том числе с предоставлением временного места проживания;
2) содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
Глава 3. Основные направления и организация деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации
Статья 17. Основания применения приговорной (исполнительной) пробации
Основанием применения приговорной (исполнительной) пробации является решение суда.
Статья 18. Основные направления деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации
1. Приговорная (исполнительная) пробация применяется к лицам:
1) осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (за исключением штрафа и принудительных работ);
2) освобожденным условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ;
3) условно осужденным;
4) осужденным, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
5) осужденным, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы с возложением судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;
6) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), к которым применены принудительные меры медицинского характера.
2. Основными направлениями деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации являются:
1) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;
2) контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ, условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;
3) контроль за применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией);
4) контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы;
5) применение специальных мер профилактики правонарушений в целях предупреждения совершения новых преступлений лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Статья 19. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере приговорной (исполнительной) пробации
1. Для выполнения возложенных на них обязанностей уголовно-исполнительным инспекциям предоставляются следующие права:
1) вызывать лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, соблюдения (исполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля, а также причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания, несоблюдения (неисполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, а также получать от них устные или письменные объяснения или информацию по вопросам, связанным с применением приговорной (исполнительной) пробации;
2) посещать по месту нахождения, включая место жительства, место пребывания, работы (учебы), лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация;
3) предупреждать лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, об ответственности, предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством в случае невыполнения (уклонения от выполнения) возложенных обязанностей;
4) объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения лицу, в отношении которого применяется приговорная (исполнительная) пробация;
5) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и иные органы и организации для решения вопросов, связанных с реализацией полномочий уголовно-исполнительных инспекций;
6) обращаться в суд с представлением об отмене условного осуждения, условно-досрочного освобождения, отсрочки отбывания наказания в отношении лица, к которому применяется приговорная (исполнительная) пробация;
7) запрашивать и получать в 30-дневный срок информацию, необходимую для реализации полномочий уголовно-исполнительной инспекцией в сфере приговорной (исполнительной) пробации, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций;
8) обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации;
9) иные права, предоставленные уголовно-исполнительным инспекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Уголовно-исполнительные инспекции в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация, обязаны обеспечивать:
1) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;
2) контроль и надзор;
3) ведение личных дел;
4) проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи;
5) оказание содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации и трудоустройстве в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация;
6) осуществление профилактики правонарушений в формах профилактической беседы, объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактического учета.
3. Порядок осуществления прав и исполнения обязанностей, установленных частями первой и второй настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 20. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация
1. Лица, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, имеют право:
1) на вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций;
2) запрашивать и получать информацию об условиях и порядке отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и применения мер уголовно-правового характера, своих правах и обязанностях;
3) участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации, получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
4) обжаловать действия или бездействие субъектов пробации.
2. Лица, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, обязаны:
1) соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и мер уголовно-правового характера, установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации;
2) исполнять обязанности, установленные законом и возложенные судом;
3) являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, соблюдения (исполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления инспекциями контроля, а также причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания, несоблюдения (неисполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом;
4) выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций;
5) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Неисполнение лицами, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация, возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований учреждений и организаций, осуществляющих пробацию, влекут ответственность, установленную уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.
Глава 4. Основные направления и организация деятельности в сфере пенитенциарной пробации
Статья 21. Основные направления деятельности в сфере пенитенциарной пробации
1. Пенитенциарная пробация применяется к осужденным к принудительным работам и лишению свободы в период отбывания наказания, а также в период их подготовки к освобождению.
2. Пенитенциарная пробация осуществляется по следующим основным направлениям:
1) проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы или принудительным работам, оказание им психологической помощи;
2) восстановление и укрепление социально полезных связей осужденных к принудительным работам или лишению свободы;
3) подготовка осужденных к принудительным работам или лишению свободы к освобождению из учреждений, исполняющих наказания;
4) оказание содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.
Статья 22. Проведение воспитательной и социальной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам, оказание им психологической помощи
1. В учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в целях ресоциализации и социальной адаптации после освобождения, коррекции их поведения с осужденными проводится социальная и воспитательная работа, с их согласия им оказывается психологическая помощь, включающая психологическую профилактику, просвещение, консультирование, поддержку, сопровождение, диагностику и коррекцию.
2. Социальная и воспитательная работа с осужденными к лишению свободы и принудительным работам, а также оказание им психологической помощи осуществляются в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 23. Восстановление и укрепление социальных связей
1. Для формирования новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, проводится работа по восстановлению и укреплению социально полезных связей.
2. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказывают содействие в укреплении социальных связей с семьей, родственниками, лицами, оказывающими положительное влияние на поведение лиц, в отношении которых осуществляется пробация, трудовыми коллективами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, некоммерческими организациями, розыске родственников и иных лиц. К работе по восстановлению, поддержанию и укреплению семейных и социально полезных связей привлекаются общественные и религиозные организации, добровольцы (волонтеры), родственники лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, и иные лица, имеющие положительное влияние на их поведение.
3. В целях оказания содействия лицу, в отношении которого применяется пенитенциарная пробация, в розыске родственников и иных лиц, учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, вправе направлять соответствующие запросы в органы записи актов гражданского состояния, адресно-справочные бюро и иные организации.
Статья 24. Подготовка к освобождению осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы и оказание им содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве
1. Администрация учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, не позднее 9 месяцев до истечения срока наказания, а в отношении осужденных к принудительным работам или лишению свободы на срок до 9 месяцев - после прибытия в учреждение, исполняющее наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, осуществляет подготовку осужденных к освобождению и содействие им в трудовом и бытовом устройстве в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденный письменно уведомляется о праве на обращение с заявлением к администрации учреждения, исполняющего наказание, об оказании содействия уголовно-исполнительной инспекцией по избранному месту жительства в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, либо в случае отказа от обращения с таким заявлением к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, в котором осужденный отбывает наказание, о сохранении права на обращение с таким заявлением непосредственно в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному месту жительства в течение шести месяцев с момента освобождения.
2. В случае обращения осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением в соответствии с частью первой настоящей статьи администрацией учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 33 настоящего Федерального закона, проводится оценка индивидуальной нуждаемости осужденного, и в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осуществляется подготовка индивидуальной программы.
3. После ознакомления осужденного к наказанию в виде принудительных работ или лишения свободы с индивидуальной программой соответствующая информация направляется в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному осужденным месту жительства. Осужденному выдается уведомление, содержащее информацию об адресе, номере телефона уголовно-исполнительной инспекции и должностных лицах, в обязанности которых входит оказание содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
4. Администрация учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, оказывает содействие осужденным, освобождающимся из исправительных учреждений, в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
5. Социальная помощь и содействие в трудовом и бытовом устройстве могут включать в себя:
1) организацию получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, прохождения профессионального обучения в соответствии с законодательством об образовании;
2) содействие осужденным в получении высшего образования;
3) организацию мероприятий, направленных на повышение цифровой и финансовой грамотности осужденных, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания;
4) организацию мероприятий, способствующих трудоустройству осужденных после их освобождения;
5) заблаговременное информирование об освобождении осужденных родственников либо иных лиц;
6) предоставление контактов иных должностных лиц и организаций, в которые может обратиться осужденный, освобождаемый из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, проведение телефонных переговоров с указанными лицами и организациями;
7) открытие индивидуального лицевого счета и оформление документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, присвоение индивидуального номера налогоплательщика, оформление паспорта, пенсионного удостоверения, полиса обязательного медицинского страхования;
8) обеспечение бесплатного проезда к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда;
9) при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение, обеспечение одеждой за счет средств федерального бюджета;
10) при отсутствии денежных средств у осужденного выплату единовременного денежного пособия в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
11) организацию сопровождения к месту жительства осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений, родственниками, иными лицами, в том числе добровольцами (волонтерами), либо работником исправительного учреждения;
12) получение характеристики по месту отбытия наказания, характеристики психолога, справки о размере заработной платы, отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов (их копий) и выписок из них.
Статья 25. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации
1. Учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны осуществлять:
1) подготовку индивидуальной программы исправления осужденных к принудительным работам или лишению свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
2) проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы;
3) оказание психологической помощи осужденным к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы;
4) содействие в восстановлении социальных связей;
5) подготовку к освобождению осужденных к лишению свободы или принудительным работам;
6) оказание социальной помощи и содействие в трудовом и бытовом устройстве осужденных, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы;
7) социальное исследование личности, отражающее потенциальные риски рецидива, криминогенные и социальные потребности и перспективы ресоциализации, а также социальное сопровождение, обеспечивающее непрерывность процесса проводимых реабилитационных мероприятий и лечения социально значимых заболеваний;
8) подготовку индивидуальной программы в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, имеют право:
1) заключать соглашения о сотрудничестве, направленные на трудоустройство осужденных и лиц, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказания, с государственными учреждениями службы занятости и иными организациями;
2) заключать соглашения о сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями, структурами гражданского общества, в целях реализации права осужденных на получение психологической помощи;
3) запрашивать и получать в 30-дневный срок информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере пенитенциарной пробации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций;
4) обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации.
3. Порядок осуществления прав и исполнения обязанностей учреждений, исполняющих наказания, указанных в части первой настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 26. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация
1. Лицам, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.
2. Лица, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, имеют право:
1) запрашивать и получать информацию об условиях и порядке применения мер пенитенциарной пробации;
2) запрашивать и получать информацию о порядке и основаниях применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации;
3) участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации;
4) давать свои предложения о содержании и корректировке индивидуальной программы, а также о порядке ее исполнения;
5) обжаловать действия или бездействие учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы в сфере пенитенциарной пробации, в том числе решение учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Лица, в отношении которых применяется пробация, обязаны:
1) соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний;
2) выполнять законные требования работников учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
3) представлять достоверную информацию в ходе оценки индивидуальной нуждаемости в целях принятия решения об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Глава 5. Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации
Статья 27. Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации
1. Постпенитенциарная пробация применяется к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Положения настоящего раздела также применяются в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация.
2. Основными направлениями деятельности в сфере постпенитенциарной пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация.
Статья 28. Основания и сроки применения постпенитенциарной пробации
1. Основанием применения постпенитенциарной пробации является заявление лица (его законного представителя), в отношении которого осуществляется приговорная (исполнительная) пробация освобождающегося из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, либо отбывшего уголовное наказание, направляемое соответственно администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы или в уголовно-исполнительную инспекцию.
2. Срок применения постпенитенциарной пробации определяются индивидуальной программой, но не может составлять более одного года со дня начала реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой.
Статья 29. Прекращение применения постпенитенциарной пробации
1. Постпенитенциарная пробация прекращается после реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой.
2. Лицо, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, имеет право отказаться от ее дальнейшего применения. Отказ оформляется в письменной форме. Соответствующая информация отражается в едином реестре лиц, в отношении которых применяется пробация.
3. В случае невыполнения без уважительных причин (уклонения от выполнения) лицом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, лицу, в отношении которого применяется пробация, уголовно-исполнительной инспекцией выносится предупреждение о возможности прекращения оказания ему помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. После повторного невыполнения мероприятий индивидуальной программы без уважительной причины после вынесенного предупреждения оказание помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации прекращается. Повторное применение постпенитенциарной пробации не осуществляется.
4. Решение о прекращении оказания помощи и содействия может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Глава 6. Индивидуальная программа
Статья 30. Индивидуальная программа
1. Подготовка индивидуальной программы в отношении лиц, к которым применяется пенитенциарная пробация, осуществляется учреждением, исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. Подготовка индивидуальной программы в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация, а также лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация (при условии отсутствия указанной программы на момент освобождения из учреждений, исполняющих наказания), осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
2. В случае изменений обстоятельств и потребностей лица, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, послуживших основанием для включения в индивидуальную программу отдельных мероприятий, осуществляется корректировка индивидуальной программы.
3. Индивидуальная программа используется при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг в соответствии с законодательством в сфере социального обслуживания.
Статья 31. Порядок подготовки индивидуальной программы
1. Лицо, отбывающее наказание в виде принудительных работ или лишения свободы имеет право на обращение к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявление об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона.
2. Лицо, освободившееся из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, ранее не обращавшееся к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в течение 6 месяцев после освобождения имеет право на обращение в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине заявление об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации не позднее шести месяцев может быть направлено в уголовно-исполнительную инспекцию с приложением документов, подтверждающих наличие уважительной причины пропуска срока подачи заявления.
3. Учреждение, исполняющее наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, или уголовно-исполнительная инспекция в 30-дневный срок с момента получения такого заявления на основании критериев и методики оценки индивидуальной нуждаемости, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, проводит оценку индивидуальной нуждаемости лица, обратившегося с заявлением и принимает решение о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации либо об отказе в оказании такого содействия.
4. В случае принятия решения о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации о принятом решении не позднее 3 дней со дня его принятия уведомляется лицо, обратившееся с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. По результатам проведенной оценки учреждением исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы или уголовно-исполнительной инспекцией в срок не позднее 10 дней с момента принятия решения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, осуществляется подготовка индивидуальной программы.
5. В случае принятия решения об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в том числе в случае признания причины пропуска срока неуважительной, соответствующее решение, содержащее мотивированное обоснование отказа, в письменном виде выдается осужденному или лицу, освободившемуся из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, не позднее 3 дней после его принятия.
6. Решение об отказе в оказании содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Подготовка индивидуальной программы осуществляется на основании оценки индивидуальной нуждаемости, факторов и условий, характеризующих трудную жизненную ситуацию. При подготовке индивидуальной программы учитываются предложения лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
8. Индивидуальная программа формируется в электронном виде и подлежит размещению в едином реестре лиц, в отношении которых применяется пробация. Форма индивидуальной программы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
9. В индивидуальной программе отражается информация о согласии лица, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, на обработку персональных данных и разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, а также информации о получателе социальных услуг.
10. В случае изменения места жительства лица, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, соответствующая информация направляется в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства; лицо, в отношении которого осуществляется пробация, уведомляется об адресе, электронном адресе и телефоне уголовно-исполнительной инспекции.
11. В случае оказания лицу, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, медицинской помощи в стационарных условиях действие индивидуальной программы не прекращается.
Статья 32. Перечень мероприятий, подлежащих включению в индивидуальную программу
В зависимости от индивидуальной нуждаемости лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, индивидуальная программа может включать следующие мероприятия:
1) восстановление и формирование социально полезных связей;
2) консультирование по социально-правовым вопросам;
3) оказание психологической помощи;
4) оказание содействия в:
а) получении лицом, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, документов, необходимых для реализации своих прав;
б) трудоустройстве;
в) получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании;
г) получении пособия по безработице;
д) получении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) получении медицинской помощи;
ж) получении пенсионного обеспечения;
з) получении социальных услуг;
и) получении иной помощи.
Глава 7. Деятельность в сфере постпенитенциарной пробации
Статья 33. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере постпенитенциарной пробации
1. Уголовно-исполнительные инспекции в сфере постпенитенциарной пробации обеспечивают:
1) проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация;
2) оценку индивидуальной нуждаемости в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы;
3) подготовку индивидуальной программы лицам, в отношении которых принято решение о применении постпенитенциарной пробации;
4) направление лиц, нуждающихся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществление контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой;
6) предупреждение лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, о возможности прекращения оказания им помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае невыполнения (уклонения от выполнения) лицом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой;
7) прекращение оказания помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лицу после повторного невыполнения им мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, после предупреждения, вынесенного в соответствии с пунктом 6 части первой настоящей статьи;
8) содействие в восстановлении социальных связей;
9) консультирование по социально-правовым вопросам;
10) содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется пробация;
11) содействие в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании;
12) оказание содействия в получении полиса обязательного медицинского страхования, медицинской книжки и выборе медицинской организации;
13) взаимодействие с органами, учреждениями, организациями, являющимися субъектами пробации, медицинскими, образовательными и иными организациями;
14) организацию привлечения добровольцев (волонтеров) к полному или частичному социальному сопровождению лица, в отношении которого осуществляется постпенитенциарная пробация.
2. Для выполнения возложенных на них обязанностей уголовно-исполнительным инспекциям предоставляются следующие права:
1) запрашивать и получать в 30-дневный срок от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, с согласия лица, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация организаций социального обслуживания и медицинских организаций, а также иных организаций информацию, необходимую для реализации полномочий уголовно-исполнительных инспекций, в сфере постпенитенциарной пробации;
2) обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации;
3) вызывать лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, для разъяснения оснований, порядка и условий применения мер ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой, получения информации о ходе ее выполнения, а также для предупреждения о возможности прекращения оказания помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае, предусмотренном пунктом 6 части первой настоящей статьи;
4) получать информацию посредством телефонной связи от лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой;
5) посещать по месту нахождения, включая место жительства и работы (учебы), лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в рамках реализации полномочий уголовно-исполнительных инспекций;
6) обращаться в органы местного самоуправления, суды и иные органы и организации для решения вопросов, связанных с оказанием содействия лицам, в отношении, которых применяется постпенитенциарная пробация;
7) обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае отказа в осуществлении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой в отношении лиц, к которым применяется постпенитенциарная пробация;
8) заключать соглашения о сотрудничестве, направленные на трудоустройство осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, с государственными учреждениями службы занятости и иными организациями;
9) заключать соглашения о сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями, структурами гражданского общества, располагающими психологическими ресурсами в целях реализации права осужденных на получение психологической помощи;
10) иные права, предоставленные инспекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок осуществления права и исполнения обязанностей, установленных частями первой и второй настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 34. Права и обязанности лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация
1. Лица, в отношении которых применяется пробация, имеют право:
1) запрашивать и получать информацию о порядке и основаниях применения постпенитенциарной пробации;
2) обращаться с заявлением в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации;
3) получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) обращаться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об изменении индивидуальной программы;
5) на вежливое обращение со стороны работников органов, учреждений и организаций, образующих систему пробации;
6) уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о помещении в медицинскую организацию для прохождения лечения в условиях стационара, в том числе с использованием телефонной связи, а также через медицинскую организацию в целях контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой на время ее реализации;
7) обжаловать действия или бездействие субъектов пробации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в случае отказа от оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
2. Лица, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, обязаны:
1) соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой;
3) являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий применения постпенитенциарной пробации, а также для предоставления информации о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации;
4) выполнять законные требования работников учреждений и организаций, осуществляющих постпенитенциарную пробацию;
5) представлять уголовно-исполнительной инспекции достоверную информацию о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, а также об отказе в выполнении таких мероприятий со стороны организаций;
6) уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
Статья 35. Восстановление и формирование социально полезных связей
Для формирования новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, уголовно-исполнительными инспекциями проводится работа по восстановлению и формированию социально полезных связей, включающая в себя мероприятия, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
Статья 36. Консультирование по социально-правовым вопросам
1. Уголовно-исполнительными инспекциями с учетом мероприятий, включенных в индивидуальную программу, предоставляется информация об учреждениях и организациях, оказывающих социальные услуги, порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, формах социального обслуживания, видах и порядке получения социальных услуг, перечне необходимых документов для их получения.
2. Уголовно-исполнительными инспекциями осуществляется консультирование по вопросам порядка признания гражданина безработным, о перечне документов, необходимых для постановки на регистрационный учет, о размерах и сроках выплаты пособия по безработице.
3. При необходимости уголовно-исполнительными инспекциями оказывается помощь в подготовке документов, необходимых для предоставления социальной услуги или для признания гражданина безработным и получения пособия по безработице или иных документов, обращения в суд для установления факта, имеющего юридическое значение, к нотариусу.
4. Лица, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, информируются о порядке и условиях получения бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация
1. Уголовно-исполнительными инспекциями лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, оказывается содействие в трудоустройстве в соответствии с имеющейся специальностью, профессией, квалификацией, навыками и умениями, обеспечиваются бесплатный доступ, в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), и содействие в использовании информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" и иных базах вакансий, а также помощь и содействие в регистрации лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в единой системе идентификации и аутентификации.
2. В целях оказания содействия в трудоустройстве уголовно-исполнительными инспекциями осуществляется взаимодействие с органами службы занятости на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся вакансиях на рынке труда, условиях труда, заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий.
Статья 38. Содействие в получении общего образования
1. В целях социальной адаптации и социальной реабилитации к жизни в обществе лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, оказывается содействие в получении ими общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании.
2. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, предоставляется информация об образовательных организациях, о перечне документов, необходимых для зачисления в них, оказывается помощь в их оформлении и восстановлении.
Статья 39. Медицинская помощь и оказание содействия в выборе медицинской организации и получении полиса обязательного медицинского страхования лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация
1. На лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в полном объеме распространяется законодательство в сфере охраны здоровья граждан. Лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, являющиеся застрахованными лицами, в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
2. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, представляется информация в сфере отношений, возникающих в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования, перечне страховых медицинских организаций, включенных в реестр, перечне документов, а также оказывается содействие в восстановлении и получении необходимых документов.
Статья 40. Центры пробации
1. В целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе по предоставлению временного места пребывания, некоммерческими, в том числе религиозными организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями могут создаваться центры пробации.
2. Правила организации деятельности центров пробации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Глава 8. Взаимодействие при осуществлении пробации
Статья 41. Информационное взаимодействие в сфере применения пробации
1. Межведомственное информационное взаимодействие в сфере применения пробации между государственными и муниципальными органами, участвующими в процедурах пробации, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Информационное взаимодействие между лицами, в отношении которых применяется пробация, и государственными и муниципальными органами, участвующими в процедурах пробации, а именно обмен между ними информацией, письмами, уведомлениями, ответами на обращения, отказами и иными документами, предусмотренными настоящим федеральным законом, направление обращений, вызовов, жалоб и иные действия, в том числе в случае, если положениями настоящего федерального закона предусмотрено направление таких документов в письменном виде, может осуществляться посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Подписание лицами, в отношении которых применяется пробация, информации, писем, уведомлений, отказов, обращений, жалоб и иных документов, предусмотренных настоящим федеральным законом, при их направлении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, и усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которых создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Подписание государственными и муниципальными органами, участвующими в процедурах пробации, информации, писем, уведомлений, отказов, вызовов, ответов на жалобы и иных документов, предусмотренных настоящим федеральным законом, при их направлении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
4. В целях трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, в том числе условно-досрочно, осуществляется обмен сведениями между единым реестром лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, и единой цифровой платформой в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в порядке, установленном соглашением между органами, являющимися операторами данных информационных систем.
Статья 42. Единый реестр лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация
1. Единый реестр лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, является государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений о лицах, в отношении которых осуществляется пробация.
2. Защита информации, включенной в реестр, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных или защиты иной информации, отнесенной в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.
3. Функционирование реестра осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих его совместимость и взаимодействие с иными информационными системами, в том числе единой цифровой платформой в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
4. Оператором единого реестра является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Перечень органов и организаций, имеющих доступ к единому реестру, перечень информации, подлежащей включению в реестр, а также порядок его ведения и использования определяются Правительством Российской Федерации. Доступ к единому реестру лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
5. Обладателем информации, содержащейся в едином реестре лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием единого реестра лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе на программно-технические и иные средства единого реестра, является Российская Федерация.
Статья 43. Взаимодействие органов, учреждений и организаций, являющихся субъектами пробации с институтами гражданского общества
В целях более широкого информирования общественности о деятельности в сфере пробации, привлечения общественности к процессу ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых осуществляется пробация, и иным направлениям пробации органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации, организуется взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в том числе по вопросам мониторинга соблюдения соответствующего законодательства, институтами гражданского общества, с общественными организациями, средствами массовой информации, религиозными объединениями, гражданами.
Глава 9. Осуществление контроля (надзора) в сфере пробации
Статья 44. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере пробации
Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере применения пробации осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Общественный контроль в сфере пробации
Общественный контроль за деятельностью субъектов пробации осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Глава 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, за исключением положений, касающихся осуществления постпенитенциарной пробации, в отношении лиц, отбывших наказание в виде принудительных работ или лишения свободы.
2. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся осуществления постпенитенциарной пробации в отношении лиц, отбывших наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения данных видов пробации не позднее 1 января 2025 года.
3. Положения настоящего Федерального закона в части использования Единого портала государственных и муниципальных услуг подлежат применению при наличии технической возможности.
Президент |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.